Технические науки

Герой асфальта: как якутский школьник хочет решить одну из извечных проблем России

© Глеб Гаранич/Reuters

Как из отходов сделать дизайнерскую статуэтку, какой должна быть сборная олимпиадников России и как справиться с одной из проблем Крайнего Севера, в интервью Indicator.Ru рассказал один из учащихся центра «Сириус», ученик десятого класса поселка городского типа Нижний Бестях, Республика Саха (Якутия)

Как из отходов сделать дизайнерскую статуэтку, какой должна быть сборная олимпиадников России и как справиться с одной из проблем Крайнего Севера, в интервью Indicator.Ru рассказал один из учащихся центра «Сириус», ученик десятого класса поселка городского типа Нижний Бестях, Республика Саха (Якутия).

— Расскажи о своей работе в «Сириусе».

— Наша работа называлась «Эволюция производства объектов дизайна». Современная промышленность производит огромное количество отходов, и эти отходы нужно утилизировать. При этом процесс утилизации может быть очень выгодным и даже красивым.

В нашей работе мы сочетали полиуретановую смолу с различными наполнителями (пигментами) в высокой концентрации — раньше такие материалы не использовались нигде. Мы хотели разработать технологический процесс быстрого изготовления дизайнерских изделий, используя отходы производства в качестве красящих пигментов, исследовать свойства материала.

В работе мы использовали готовые 3D-модели, делали резиновые формочки и отливали по ним фигурки. Кроме того, мы использовали 3D-сканирование, чтобы как-то усовершенствовать модель. В зависимости от концентрации наполнителя (от 10% до 40%) мы могли менять цвет фигурок, его насыщенность. Мы выяснили, что при высокой концентрации красителя материал становится довольно хрупким, но, если мы говорим о создании объектов дизайна, это не так уж важно: зачем фигурке прочность, если ее предназначение — стоять на полке?

— Во время беседы с Владимиром Путиным ты задавал ему вопрос о том, можно ли сформировать единую национальную сборную для участия в школьных олимпиадах и конференциях. Какой она должна быть, если бы существовала?

— Если бы она существовала, она должна была бы состоять из самых успешных молодых исследователей, которые попадали бы в состав только после отбора. Мне кажется очень важным, чтобы молодые и успешные ученые были вместе, постоянно общались. Думаю, что, если можно было бы начать с формирования таких сборных в регионах, потом можно было бы распространить это на всю страну.

— Ты говорил, что у тебя есть приглашение на выставку Intel. Можешь рассказать про нее подробнее?

— Эта выставка пройдет в мае 2018 года в США. Туда школьников отправляют по приглашению конференции «Шаг в будущее» и конференции МФТИ.

— Ты будешь представлять на конференции какие-то свои разработки?

— Я занимаюсь изобретением нового вида асфальтобетона. Он, собственно, уже разработан.

— И у тебя есть патент на него?

— Как раз сейчас занимаюсь оформлением.

— В чем особенность твоего асфальтобетона?

— На Крайнем Севере много осадков в виде дождя и снега. Из-за этого сначала вода заходит внутрь покрытия, а потом его просто распирает, он трескается. В мой асфальтобетон вода в принципе не может попасть, он очень водостойкий. И износоустойчивый.

— Сколько стоит производство такого асфальта?

— Если затрагивать тему только производства, то из-за присутствия в асфальтобетоне нового материала оно будет, конечно, дороже. Но я уже говорил, что асфальтобетон очень водостойкий и износоустойчивый, и это значит, что гарантия на эксплуатацию гораздо выше. Следовательно, эту дорогу не нужно будет менять и ремонтировать каждые 5-10 лет, как это делается сейчас. В этом и есть экономическая выгода моего изобретения.

— Смогут ли предприятия, которые сейчас производят асфальт, перейти на производство нового асфальтобетона? Потребуется ли для этого новое оборудование?

— Безусловно, все предприятия могут начать использовать этот асфальтобетон. Но в действительности его начнут использовать лишь те, кто разбирается в этом и понимает, что повторное ремонтирование дорог — это очень невыгодно, и лучше потратиться на покупку нового материала, чем вкладываться в ремонт дороги. Никакого нового оборудования при этом не потребуется. Технология изготовления асфальтобетона, по сути, остается неизменной, меняется лишь его состав.

— Ты сотрудничаешь с какими-то компаниями?

— Да, я сотрудничаю с лабораторией ООО «Мегинские автомагистрали». Пока мы повторно исследуем все свойства материала, поэтому я не могу ставить ни одну компанию под угрозу риска. После обработки их результатов, мне кажется, можно будет переходить к внедрению.

— А как ты вообще решил заниматься такой темой?

— К идее о том, чтобы начать модернизировать наш асфальтобетон, меня привела одна всем известная фраза: «В России две беды...» А если честно, то просто я провел почти все свое сознательное детство с папой и с дедушкой на заводе, так что, думаю, выбор идеи вполне обусловлен.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.