Технические науки

История науки: первый цеппелин от Цеппелина

117 лет назад поднялся в воздух первый дирижабль жесткой конструкции.

© Wikimedia Commons

Второго июля последнего года XIX века на Боденском (оно же Констанцское) озере в предгорьях Альп царило оживление. Люди наблюдали за движением огромного плавного монстра: одни с надеждой, другие с пренебрежением. Полет состоялся, неверующие были посрамлены, и, несмотря на то, что компания создателя дирижабля разорилась, в мире началась эпоха «воздушных китов». Но обо всём по порядку.

Второго июля последнего года XIX века на Боденском (оно же Констанцское) озере в предгорьях Альп царило оживление. Люди наблюдали за движением огромного плавного монстра: одни с надеждой, другие с пренебрежением. Полет состоялся, неверующие были посрамлены, и, несмотря на то, что компания создателя дирижабля разорилась, в мире началась эпоха «воздушных китов». Но обо всём по порядку.

Граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин родился 8 июля 1838 года. Он выбрал себе военную карьеру и как-то, в 1863 году, отправился военным наблюдателем на гражданскую войну. В США. Именно там он совершил свой первый полет на воздушном шаре и понял: будущее войны – за воздухоплаванием.

Граф Цеппелин

© Wikimedia Commons

С 1874 года Цеппелин постоянно придумывает проекты летательных аппаратов. Впрочем, отдать этому делу всего себя он смог только после полувекового юбилея. В 1891 году он вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта и занялся конструированием дирижаблей. Сейчас слово «цеппелин» стало почти что синонимом самого слова «дирижабль», но тогда все было иначе. Дирижабли 1800-х (первый дирижабль Анри Жиффара с паровым двигателем полетел в 1852 году), по сути представляли собой мягкий воздушный шар с подвешенной гондолой с мотором.

Цеппелин решил, что все должно быть иначе. Его целью стало создать жесткий дирижабль, форма которого поддерживается жестким каркасом, внутри которого размещены газонепроницаемые мешки.

Проекты жестких дирижаблей в конце XIXвека создавали многие. Например, Константин Циолковский, но до реальной постройки дошло дело только у графа Цеппелина.

Уже первый дирижабль Цеппелина, LZ-1 (от Luftschiff Zeppelin) был огромен. Длина 128 метров, объем 11300 кубических метров. Конечно до 246 метров «Гинденбурга», построенного 36 лет спустя и ставшего вершиной дирижаблестроения, ему было еще далеко, но, тем не менее, это стало первым шагом.

Схема LZ-1

© Wikimedia Commons

LZ-1 имел два 14,7-сильных двигателя, каждый из которых вращал по два винта. Эта установка в третьем полете дирижабля смогла обеспечить устойчивый управляемый полет со скоростью 28 километров в час. Но не сразу.

В первом полете дирижабль поднял в воздух пять человек и выявил значительные недостатки: недостаточная ширина ферм, что привело их к прогибу, мостик, соединявший две гондолы тоже прогнулся, гондолы с винтами сдвинулись и уменьшили скорость полета. После ремонта аппарат вновь поднялся в воздух только в октябре, совершив еще два полета.

Первый жесткий дирижабль в истории пробыл в воздухе всего 121 минуту и заметно опередил свое время. Денег Цеппелину на новые машины не давали, и его компания обанкротилась. Но граф умел ждать и не сдаваться. Второй «цеппелин» поднялся в воздух шесть лет спустя – и с тех пор началась эра классических дирижаблей, которая продлилась 31 год – до резонансной катастрофы «Гинденбурга».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.