История науки: последний полет «Согласия»
В 1960-х годах самой известной технологической «гонкой», конечно же, можно было назвать лунную гонку между СССР и США. Как мы все помним, США эту гонку выиграли, в 1969 году Apollo-11 успешно сел на Луну, Нил Армстронг произнес известные слова про огромный скачок для всего человечества, потом было еще несколько полетов — и все. Луна как оставалась, так и остается для человечества недоступной. В том числе и для космонавтов. Гораздо менее известна другая гонка, развернувшаяся в то же время.
Параллельно с подготовкой полета на Луну, три технологические команды пытались создать большой пассажирский самолет, который мог бы перевозить пассажиров быстрее скорости звука. В США это была компания Boeing, в объединенной команде Англии и Франции — Sud Aviation и BAC, в СССР — КБ Туполева. Все прекрасно знают, что в политическом плане эту гонку выиграл СССР: первый в мире полет пассажирского сверхзвукового самолета состоялся 31 декабря 1968 года. В воздух поднялся Ту-144. Два месяца спустя, 2 марта 1969 года, полетел европейский «Конкорд» (французское «Согласие»).
Американский Boeing-2707 так и не был создан: Вьетнам и лунная программа съели все деньги, и в 1971 году Конгресс США закрыл программу национального пассажирского сверхзвуковика, компания Boeing уволила 60 тысяч сотрудников, а Boeing-2707 стал известен, как «самолет, который чуть не съел Сиэттл».
Эксплуатационная же судьба победителя сложилась не многим лучше. Ту-144 ждало две катастрофы (одна — прямо на авиасалоне в Ле-Бурже, хотя техника в ней не виновата). Пассажирские перевозки на Ту-144 длились недолго — с 1977 по 1978 год. Судьба «Конкорда» сложилась счастливее: первый пассажирский полет состоялся 21 января 1976 года. Правда, за океан его какое-то время не пускали (формально из-за шума, но злые языки поговаривают, что в качестве мести за неудачу Boeing-2707). Впрочем, позже это стало главным направлением «Конкорда».
Другое дело, что вообще коммерческий расчет оказался неверным: оказалось, что бизнесменам не так часто надо летать за океан, и в пассажиропотоке на этих направлениях среднего класса гораздо больше, а для них важнее всего не время полета, а цена за билет. Нефть дорожала, цены росли.
Именно эта гонка на какое-то время сделала будущее доступным для обычных людей без специальной подготовки. Однако результат оказался временным: вот уже чертову дюжину лет никто, кроме военных летчиков (ну и космонавтов, конечно), не может себе позволить передвигаться быстрее звука. Свой последний полет последний экземпляр «Конкорда» совершил, даже не покидая Великобритании: вылетев из Хитроу он приземлился в Бристоле, на место своей вечной стоянки. А как все хорошо начиналось!