Как человек море укрощал
Во второй половине XX века появилось несколько проектов строительства искусственных островов. Они очень сильно различались по конструкции, однако общим было желание человека расширить заселенную территорию за счет морских просторов. Один из таких проектов был представлен на выступлении руководителя исследовательского института The Seasteading Institute Джо Квирка. Оно состоялось в рамках форума «Открытые инновации», проходившего в Москве с 26 по 28 октября. О похожих (и непохожих) попытках создать сушу посреди океана рассказывает Indicator.Ru.
ОАЭ: Пальмы Дубая и урок географии
Самым известным подобным проектом являются, конечно, искусственные острова вблизи побережья ОАЭ. Они объединены в два архипелага: Пальмовые острова и «Мир». Первый из них включает три острова, о форме которых говорит само название архипелага, и рифы, защищающие острова от волн. «Мир» состоит из 300 островов, чье расположение довольно приблизительно повторяет очертания континентов.
Идея возведения искусственных островов родилась еще в 1990-е годы, когда основная часть побережья Дубая уже была застроена, а поток туристов и спрос на недвижимость росли. Этим объясняется и форма островов-пальм — при небольшой площади они имеют очень протяженную береговую линию. Так, самая маленькая «пальма» имеет 5,5 километра в диаметре и 56 километров пляжей. К работе над проектом привлекли несколько иностранных и международных компаний, в том числе Hill International и Helman Hurley Charvat Peacock.
Острова представляют собой песчаные насыпи, волнорезы сделаны из каменных блоков. Использование при строительстве именно песка и камня, а не бетона и стали объясняется желанием властей ОАЭ, чтобы острова сочетались с окружающим пейзажем и не выглядели искусственно и чужеродно. При разработке проекта его авторы воспользовались тем, что глубина моря в районе Дубая нарастает медленно, и она невелика даже на расстоянии четырех километров от берега (где расположен «Мир»). Песок для создания насыпей поднимался со дна Персидского залива, его направляли струями с помощью специальных «распылителей», размещенных на кораблях. Чтобы не нарушить форму островов, точность укладки контролировали с помощью спутников. Песок уплотнялся глубинными вибраторами, подобными тем, что используются при заливке формы бетоном. После этого, как утверждают представители Nakheel, государственной компании-девелопера, чьими проектами являются архипелаги, песок осядет максимум на два-три сантиметра за ближайшие 50 лет. По заверениям авторов концепции, острова были спроектированы так, что с учетом прогнозов о повышении уровня моря они уйдут под воду не раньше, чем через 800-1000 лет.
Строительство «Мира» завершилось в 2008 году. Острова были выставлены на продажу, и многие бизнесмены пожелали купить остров, символизирующий их родину. Однако до стадии застройки и коммерческого использования дошли лишь несколько островов. Пальмовые острова оказались более успешны: на них расположены виллы, отели, рестораны, пляжи и торговые центры.
Возведение искусственных островов в Персидском заливе вызвало недовольство экологов: они опасаются, что столь интенсивное использование прибрежных вод приведет к их загрязнению, а также повредит морским обитателям. К тому же большое количество островов и волнорезов затрудняет перемещение воды, и она застаивается, что повышает содержание загрязняющих веществ.
Япония: ВВП в море и острова из мусора
Широко использует искусственные острова и Япония. На них построено несколько аэропортов (Кансай, Кобе, Нагасаки, Тюбу). Искусственные острова позволили избежать проблем с поиском места для строительства аэропорта на суше, особенно остро стоящих в густонаселенной стране.
Самый первый из таких островов-аэропортов, Кансай, был построен в 1987-1994 годах в Осакском заливе. Остров размерами 4 на 2,5 километра был сооружен из камня и тетраподов — фигурных бетонных блоков, используемых для строительства ограждений и берегозащитных сооружений. За три года была возведена насыпь высотой 30 метров.
Чтобы предотвратить просадку глиняного слоя на дне залива, когда аэропорт был построен, в этом слое было сделано около миллиона скважин, заполненных песком, что позволило отвести воду и увидеть результаты просадки до начала строительства. Несмотря на принятые меры, поверхность острова опустилась на 8,2 вместо запланированных 5,7 метра. Так что строителям пришлось дополнительно ввести в план здания аэропорта 900 бетонных колонн, высота которых может немного изменяться, что предохраняет здание от разрушения в случае неравномерной просадки грунта. Для этого создана целая система датчиков, установленных на колоннах, и компьютеров, контролирующих процесс. В результате усилий проектировщиков и строителей конструкция аэропорта оказалась достаточно прочной, чтобы выдержать землетрясение 1995 года, эпицентр которого был расположен в 20 километрах от острова, и тайфун 1998 года.
Ярким примером искусственных островов в Японии являются «мусорные острова». Власти страны озаботились проблемой утилизации отходов и наряду со вторичным применением сырья и уничтожением на мусоросжигательных заводах используют их для расширения своей территории. Два таких острова — Одайба и Тэннодзу — созданы с использованием переработанного и утрамбованного мусора. Тот же материал применяют и при создании дамб.
Остров среди суши
С дамбами связана история создания еще одного искусственного острова, достаточно необычного. Его странность заключается в том, что он, находившийся изначально на дне залива Зёйдерзе, в результате деятельности человека пересек береговую черту и оказался чуть ли не в центре территории Нидерландов. Это произошло в 1950-60-х годах, когда в ходе программы «Зёйдерзе» (направленной на «отвоевывание» территории одноименного залива) была осушена местность, входящая в нынешнюю голландскую провинцию Флеволанд. Построенные дамбы отделили залив от Северного моря, в результате чего залив стал озером под названием Эйсселмер. После осушения его территория значительно сократилась. Однако несколько узких озер, почти каналов, до сих пор отделяют часть осушенной территории от «большой земли», что делает остров Флевополдер самым большим искусственно созданным островом. С остальной территорией Нидерландов его соединяет довольно любопытный мост — автомобильный тоннель, проходящий под водами озера.
«Плавучие города» свободы
Проект, разрабатываемый The Seasteading Institute и представленный на форуме Джо Квирком, был запущен в 2013 году и носит название The Floating City («Плавучий город»). Авторы проекта работают над созданием небольших платформ, которые были бы настолько надежными, чтобы на каждой из них могли постоянно жить несколько людей. Платформы (квадраты 50 на 50 метров или шестиугольники со стороной 50 метров), в свою очередь, могут объединяться, образуя самоуправляемые сообщества людей. Идеальным местом для расположения таких сообществ являются территориальные воды государства с «удобным» флагом, то есть страны, предоставляющие хорошие условия для экономической деятельности. По словам Квирка, переговоры уже ведутся с властями Французской Полинезии. Для проработки проекта с точки зрения конструкции и архитектуры институт сотрудничал с голландской компанией DeltaSync, занимающейся разработкой и дизайном городских зданий, строящихся на воде.
По заверениям Квирка, предлагаемые институтом «плавучие города» могут стать местом притяжения для людей, желающих основать свое дело, стартап, и верящих в то, что маленькое сообщество людей способно организовать свою жизнь намного лучше, чем традиционные, твердо опирающиеся на сушу и установленные порядки, государства.