Технические науки

Классика кино о науке и ученых

Лучшие советские и российские фильмы о науке по версии Indicator.Ru

© geralt/Pixabay

До окончания 2016 года, который был объявлен в России годом кино, осталось всего несколько часов. Indicator.Ru составил список лучших отечественных художественных фильмов о науке и ученых. Проведите зимние каникулы с пользой!

До окончания 2016 года, который был объявлен в России годом кино, осталось всего несколько часов. Indicator.Ru составил список лучших отечественных художественных фильмов о науке и ученых. Проведите зимние каникулы с пользой!

Картины, вошедшие в этот список, давно стали классикой российского кинематографа и полюбились миллионам зрителей во всем мире. Каждый из этих фильмов хорош тем, что его можно пересматривать год за годом, раз за разом открывая новые детали и смыслы.

Гусев, мой бедный Гусев

Первым в ряду стоит фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года». Вышедший на экраны в 1961, уже в следующем году он был признан лучшим по версии зрителей. Лента повествует о работе физиков-ядерщиков. Имена, конечно же, вымышлены и совпадения случайны, но по описанию города, в котором работают герои фильма, нетрудно догадаться, что режиссеров и сценаристов вдохновляли дубненские ученые из ОИЯИ.

Кадр из фильма «Девять дней одного года», 1964 год

© ITAR-TASS

Композиция фильма довольно необычна для той эпохи. Вместо цельного сюжета — небольшие отрывки, девять ключевых эпизодов из жизни института ядерных исследований. В процессе работы над картиной Ромм неоднократно встречался с двумя отечественными нобелиатами, выдающимися физиками Игорем Таммом и Львом Ландау, и консультировался со Львом Арцимовичем, который осуществил термоядерный синтез в лабораторных условиях.

Игорь Тамм, 23 июня 1965 года

© Валентин Кунов/Фотохроника ТАСС

Рассуждать о том, кто же стал реальными прототипами главных героев, довольно трудно, настолько романтизированы фигуры, кажущиеся от этого немного неестественными. Обратившись к теме ядерной физики, столь актуальной для 1950-1960-х годов, Ромм воспроизвел вечные сюжеты. Акцент сделан на противостоянии практика и скептика Мити Гусева (Алексей Баталов) и теоретика-идеалиста Илюши Куликова (Иннокентий Смоктуновский). Оба ученых страстно преданы физике, однако первый готов жертвовать ради науки семьей, здоровьем, жизнью, второй же явно не стремится кинуть все к алтарю. Гусев верит в мощь разума и прогресса, Куликов, памятуя о силах, которым также может служить наука (недаром герои часто говорят о войне), достаточно сдержан. Одному ученому юмора не хватает, у другого — чувство в избытке, и так во всем. Герои Баталова и Смоктуновского — типичные антиподы. Если их сначала соединить, а затем поровну разделить, можно получить двух вполне идеальных людей. Центральные персонажи явно не могут друг без друга существовать. Когда облученный радиацией Гусев осознает, что силы его на исходе, то просит Куликова ему помочь, и герои начинают действовать как единый организм или, точнее, как неделимый атом.

Между двумя героями мечется женщина — «плохой физик и плохая жена» Леля (Татьяна Лаврова). Частые внутренние монологи самого несчастного персонажа («Чем кормить его на завтрак?») напоминают классический поток сознания.

Несмотря на несколько минорный тон, в фильме есть место веселью и радости. Сотрудники института произносят свадебные тосты за детали новой установки, подсчитывают количество дейтерия в жидкости и спорят о Вселенной. С еще большим задором они отмечают «нейтроны Дмитрия Алексеевича», а по вечерам бегают на танцы. Настоящее украшение картины еще одна пара физиков: Николай Иванович (Евгений Евстигнеев) и Валерий Иванович (молодой и прекрасный Михаил Козаков). Как это и случается со всеми хорошими фильмами, «Девять дней одного года» растащили на цитаты: «трезвость мы́шления», «И чего так бабы рвутся замуж?», «Вы — тема моей диссертации».

Вместе с картинами «Я шагаю по Москве» (1963) Георгия Данелия и «Июльский дождь» (1966) Марлена Хуциева «Девять дней одного года» составляет трилогию лучших «оттепельных» фильмов. Сам Ромм назвал эту работу «картина-размышление», вероятно, осознавая, что фильм получился бессмертным.

Снится рокот космодрома

Даниил Храбровицкий, помогавший Ромму работать над сценарием «Девяти дней одного года», в 1972 году выпустил на экраны собственную картину «Укрощение огня». Эта лента воспроизводит сцены из жизни Сергея Королева (то, что сейчас называют «байопиком»), истории отечественного ракетостроения и освоения космоса. Главного героя фильма, прототипом которого стал выдающийся конструктор, зовут Андрей Башкирцев (Кирилл Лавров). Выдумав персонажа, режиссер может более вольно обращаться с фактами биографии реальной личности. Тем не менее, по сравнению с фильмом Игоря Добролюбова «Иду искать» 1966 года, главный герой которого, Андрей Гусаров (Георгий Жженов), также напоминает Королева, картина Храбровицкого вышла более приближенной к реальным событиям.

Поработав на съемках «Девяти дней одного года» с Зиновием Гердтом и Иннокентием Смоктуновским, Храбровицкий пригласил их и в свою картину. Смоктуновскому досталась роль «отца» космонавтики Константина Циолковского.

Съемки фильма «Укрощение огня», 1972 год. В роли Циолковского — Иннокентий Смоктуновский, в роли Башкирцева — Кирилл Лавров.

© Петр Маслов /Фотохроника ТАСС

Изначально предполагалось, что «Укрощение огня» выйдет к десятилетию со дня полета Юрия Гагарина в космос. Однако из-за разных проволочек картину задержали на год. Кроме того, партийные цензоры, опасавшиеся того, что режиссер якобы выдал тайны советского ракетостроения, безжалостно резали пленку.

В отличие от Ромма, строившего павильоны института, Храбровицкий мог снимать свою масштабную работу только на «натуре» — космодроме Байконур и Звездном городке. По-разному два режиссера обращались не только с пространством, но и временем: в отличие от нескольких дней одного года сюжет «Укрощения огня» охватывает более 30 лет — с философических рассуждений Циолковского о космосе в начале 1930-х годов до короткого слова «Поехали!», произнесенного первым космонавтом. Сходство двух фильмов обнаруживается в центральных персонажах: Андрей Башкирцев такой же «мученик идеи», смысл жизни которого — ее исполнение. Жаль только, что до сих пор не исполнилось предсказание Башкирцева и в космос не летают «по профсоюзным путевкам».

Первая среди лучших

Еще один байопик в этом ряду — двухсерийный фильм Владимира Фетина «Открытая книга», выпущенный в 1973 году. Эта картина снята по одноименному роману-трилогии советского прозаика Вениамина Каверина. За вымышленной героиней Татьяной Власенковой, которую в фильме сыграла Людмила Чурсина, скрывается Зинаида Ермольева — известный ученый, впервые в СССР получившая пенициллин. Несмотря на выдуманность и условность происходящих событий, в романе и фильме Власенкова получилась очень осязаемой и настоящей. О судьбе гениального микробиолога, которому обязаны жизнью миллионы людей во всем мире, Каверин знал не понаслышке: Ермольева была женой его брата, основателя советской научной вирусологии Льва Зильбера.

Зинаида Ермольева, 1 марта 1961 года

© ITAR-TASS

Основную идею «Открытой книги» можно выразить словами героев главной каверинской книги «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». В лучших традициях жанра (первая серия называется «Молодость», вторая — «Призвание») Татьяна Власенкова доказывает, что за труды, бессонные ночи и упорный штурм цели рано или поздно придет награда — счастье.

Несмотря на несгибаемость и стойкость характера, главная героиня не выглядит «картонной» и надуманной. Особенно трогателен эпизод, в котором, плача, Власенкова объясняет, что слезы она собирает в пробирку, пытаясь понять, нет ли там антибактериального лизоцима.

«Открытая книга» дает зрителям возможность не только побывать в лаборатории, но и насладиться игрой замечательных актеров: Людмилы Гурченко, Владислава Дворжецкого, Александра Демьяненко, Владислава Стржельчика, Льва Дурова.

Возможны осадки

Не менее известна экранизация романа о науке и настоящих ученых «Иду на грозу» Сергея Микаэляна, вышедшая на экраны в 1965 году. Снятая по одноименной книге Даниила Гранина, лента повествует о двух студентах-геофизиках, решивших научиться управлять природой и первым делом подчинить себе грозу. Роли главных героев — Сергея Крылова и Олега Тулина — исполнили Александр Белявский и Василий Лановой. Кроме названного актерского дуэта, в фильме снимались и другие величины советского кино: Ростислав Плятт, Анатолий Папанов, Лев Прыгунов.

Крылов и Тулин, почти так же как и Гусев с Куликовым, «друзья-враги» с полярно разным отношением к науке и жизни. Сергей не боится открыто выступить против профессора, называющего кибернетику лженаукой. За ней «будущее и это факт», говорит герой и оказывается прав. Будучи исключенным из института, Крылов соглашается на тяжелую работу, лишь бы быть ближе к своему идеалу — физику-теоретику Данкевичу. При этом Сергей не идеализируется, ярко выраженная черта его характера — упрямство, что приносит герою и окружающим много проблем. Тулин же предстает активистом от науки, способным идти по карьерной лестнице, с легкостью пренебрегая убеждениями.

Микаэлян как никто другой смог выразить принцип, актуальный и в наши дни: чтобы заниматься наукой, нужно быть немножко мечтателем и делать что-то, «чтобы ахнули Ландау и Иоффе». Ради этого хотя бы раз стоит изучить, почему лопаются мыльные пузыри.

К слову, Белявскому настолько удался образ Сергея Крылова, что и другие режиссеры захотели снять его в роли молодого ученого. В уже упомянутом фильме «Июльский дождь» актер сыграл возлюбленного главной героини, исследователя, занимающегося «проблемами пресной воды». В 1987 году был снят еще один фильм по мотивам «Иду на грозу». В «Поражении» Булата Мансурова Лановой выступил уже в роли профессора Данкевича.

Белые халаты и чистые руки

Замыкает список единственный фильм, снятый в постсоветский период, — «Белые одежды» Леонида Белозоровича. Основой сценария многосерийной российско-белорусской картины также послужила одноименная книга, написанная Владимиром Дудинцевым.

Роман и его экранизация построены на печально известном конфликте между сторонниками агробиолога Трофима Лысенко и учеными-генетиками. «Белые одежды» (название довольно прозрачно: не запачкаться смогли лишь немногие герои) довольно подробно воспроизводит события, происходившие в научных институтах в послевоенный период: поиск врагов и «лжеученых», арест несогласных и уничтожение талантливых исследователей вместе с их идеями.