Технические науки

Лаборатории идут в кампус: опыт Физтеха по интеграции науки в образование

Колонка ректора Московского физико-технического института

Здание лабораторного корпуса МФТИ

© Евгений Пелевин/Пресс-служба МФТИ

Как МФТИ интегрирует науку в образовательный процесс, какую роль в этом играют новые лаборатории и в чем инфраструктура Физтеха лучше американских университетов, в своей колонке для Indicator.Ru рассказывает ректор вуза Николай Кудрявцев

Как МФТИ интегрирует науку в образовательный процесс, какую роль в этом играют новые лаборатории и в чем инфраструктура Физтеха лучше американских университетов, в своей колонке для Indicator.Ru рассказывает ректор вуза Николай Кудрявцев.

Наука приходит в кампус

Система Физтеха, сформулированная академиком Петром Капицей, вот уже 70 лет лежит в основе работы МФТИ и показывает очень хорошие результаты: последняя российская Нобелевская премия по физике принадлежит выпускникам МФТИ Андрею Гейму и Константину Новоселову. Среди наших выпускников — ученые, политики, бизнесмены, инвесторы, государственные деятели. В конце 80-х Физтех оканчивало около 600 человек, из которых примерно половина шла в исследовательские институты Академии наук, а другая половина — в прикладные НИИ. С тех пор набор на Физтех значительно вырос, и сейчас в Академию наук проходит за получением практических умений около 450 человек. Еще 450 идут в индустриальные и бизнес-компании. Еще примерно 100 делают свою научную работу в новых лабораториях на территории МФТИ. Такие лаборатории мы открываем за счет программы «5-100» по прорывным направлениям, в которых видим необходимость усиления компетенций в Российской Федерации. К настоящему моменту их создано уже 50, они покрывают исследования в самых разных областях — от работы над созданием искусственного интеллекта до разработки инновационных лекарств.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев

© Евгений Пелевин/Пресс-служба МФТИ

Как связать настоящих ученых со студентами

Мир не стоит на месте: задаются векторы развития, появляются новые вызовы, формулируются новые задачи. Это требует ответных действий, но изменения не должны проходить на пустом месте. Склонность к переменам — это всегда прежде всего оценка эффективности результатов собственной работы и приведение этих результатов в соответствии с требованиями, которые вытекают из динамики внешней среды. Именно по такому пути мы пошли, создавая новые лаборатории.

Во-первых, мы активно поддерживаем коммуникацию с теми, кто выступает заказчиком нашей деятельности. Мы оцениваем, что сейчас наиболее значимо, какие проблемы важны, что мы можем сделать для их решения. На основе этой картины мы формируем свои приоритеты, сверяем их с более крупными приоритетами — у нас в стране сформулирована Стратегия научно-технологического развития, которая определяет вектор развития до 2035 года. Выявляя самые актуальные области исследований, мы создаем лаборатории по этим направлениям. Во-вторых, мы наращиваем научную базу не с нуля, а создавая на кампусе своего рода проекции наших базовых кафедр.

Например, в этом году на Физтехе открылась лаборатория машинного интеллекта, ее заведующим стал профессор РАН Константин Воронцов. Коллектив лаборатории сложился из сотрудников Вычислительного центра РАН, которые с 2004 года функционировали в виде базовой кафедры и выпустили не одно поколение талантливых исследователей. Оставаясь нашей кафедрой, теперь они пришли к нам в кампус немного в другом качестве и немного с другими задачами, более ориентированными на науку. То есть они будут тиражировать здесь тот опыт, который уже накоплен, но в большем масштабе.

Раньше такие кафедры могли читать только так называемый базовый цикл — специализированные предметы, необходимые для полноценного участия в научной работе в базовой организации — для своей группы из 10-15 человек. Сейчас же, встраиваясь в виде лабораторий в экосистему университета, они получают возможность читать уже факультетские циклы, на которые придет 200 человек. Таким образом мы решаем очень важную задачу: мы связываем реальных ученых с как можно большим количеством талантливых ребят.

Биокорпус МФТИ

© Евгений Пелевин/Пресс-служба МФТИ

Тем самым мы, с одной стороны, усиливаем вовлеченность студентов в реальную науку, а с другой стороны, привлекаем еще больше сильных ученых, в том числе и зарубежных, в том числе и тех наших соотечественников, которые возвращаются из-за границы, потому что здесь появляется возможность вести передовые исследования и при этом работать с очень способными молодыми людьми. В совокупности все эти шаги и приводят к тем немалым изменениям, которые Физтех претерпевает последние годы и за которые нас даже немного ругают. Но мы меняемся применительно к текущему времени. И как это ни парадоксально, при этой трансформации МФТИ становится больше связан с базовыми организациями.

Направления разные, задача — одна

Университет — это хорошая площадка для консолидации сил. Это то место, где можно начать с чистого листа, где есть доступ к большому количеству энергичных и умных людей, которые готовы работать. И очень эффективными на базе института оказываются междисциплинарные исследования. Сейчас именно на стыке дисциплин возможны самые прорывные открытия и передовые разработки. Один пример: чтобы сделать искусственный глаз, нужны специалисты как минимум из 16 направлений. Значит, надо создать условия для их совместной работы. В науке задачи часто быстро меняются, и иногда нужно очень быстро переориентироваться. Организациям порой сложно начать быстро делать эти изменения. Физтех может быть той площадкой, где ученые разных направлений могут решать одну задачу: сейчас у нас ведутся проекты на стыке математики и биологии, физики и химии, робототехники и медицины.

Квантовые компьютеры, борьба со старением и исследования Арктики

Таким образом, в МФТИ постепенно складывается новая инфраструктура, способная отвечать на вызовы времени. Сейчас у нас функционируют сильнейшие лаборатории в области физики. Наши ученые проводят передовые исследования в области квантовых технологий. Кстати, один из наших выпускников, который разрабатывает схожую тематику в Штатах, недавно рассказывал, что лаборатории, которые занимаются исследованиями с кубитом, основой квантового компьютера, есть почти в каждом передовом американском университете, но соответствующая инфраструктура, подобная той, что есть у нас, имеется далеко не везде.

Четыре наших лаборатории ориентированы на изучение одного из направлений, на которое возлагают большие надежды, — это физика двумерных материалов, самый известный из которых графен. Традиционно сильные компетенции у нас сосредоточены в области аэрокосмических и летательных технологий. В области прикладной математики и компьютерных технологий МФТИ сейчас фактически вышел в лидеры среди всех российских вузов. Очень серьезные результаты показывают лаборатории в области биомедицинских технологий — направления, которого еще недавно просто не существовало в МФТИ. Сейчас же у нас работают шесть лабораторий, объединенных в Центр исследования молекулярных механизмов старения. Ученые физическими методами исследуют свойства биологический объектов, тесно взаимодействуют с медицинскими компаниями и биологическими центрами со всего мира.

Здание лабораторного корпуса МФТИ

© Евгений Пелевин/Пресс-служба МФТИ

Сейчас мы взялись за развитие еще одного направления: начинает работу Центр арктических исследований МФТИ. Здесь мы традиционно сильны в области разработки систем связи и навигации, а вот, скажем, по источникам тока и запасанию энергии мы будем приглашать недостающие компетенции. Это вопрос о сотрудничестве: над крупными проектами надо работать сообща. Поэтому на базе университета мы делаем такую научную сборку — собираем компетенции разных организаций РАН и своих лабораторий для решения сложных задач.

Задел на перспективу

Когда мы решаем задачи, которые нам ставит время, когда мы отвечаем на современные вызовы, мы производим новые знания. Неправильно, если результатом этой работы будут только публикации в научных журналах, даже если эти журналы Nature или Science. Университет — это место, где сосредоточена очень активная молодежь. Физтех — это еще и место, где сосредоточена исключительно талантливая молодежь, люди, способные решать нестандартные задачи и создавать что-то новое. Среди наших выпускников — создатели целого ряда технологических компаний: ABBYY, Acronis, «Технониколь» и многие другие.

Хороший пример последнего времени — научный сотрудник Центра молекулярной электроники МФТИ, которому удалось создать инновационный сейсмодатчик, позволяющий значительно снизить себестоимость разведки нефти. Такие проекты — это возможность внести реальный вклад в экономику. Поэтому очень важно ориентировать студентов на внедрение их результатов в практику. При этом переход от разработки к ее коммерциализации должен быть не личным делом отдельных ученых, а хорошо спланированной и поставленной на поток политикой института. И это важный задел на перспективу.

Автор — Николай Кудрявцев

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.