Технические науки

«Дирижабль» значит «управляемый»

165 лет назад в воздух поднялся аппарат Анри Жиффара
О первом управляемом полете человека в истории, о путанице с братьями и о нежелании мириться со слепотой рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки»

О первом управляемом полете человека в истории, о путанице с братьями и о нежелании мириться со слепотой рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

Баптист Жюль Анри Жак Жиффар был коренным парижанином. В то время Франция была признанным лидером в воздухоплавании: первый полет в истории на воздушном шаре совершили французы на аэростате братьев Монгольфье, первый «водородный» шар создал Шарль… Но воздушный шар летит туда, куда дует ветер, и сразу же после появления возможности летать, люди задумались, как сделать этот полет полностью контролируемым. Кстати, первый проект управляемого аэростата появился тоже во Франции: в самом конце XVIII века свою идею представил генерал Жан-Батист Менье. Винты потенциального дирижабля должны были вращать вручную 80 человек. Конечно же, этот проект остался нереализованным.

Проект дирижабля Менье

© Wikimedia Commons

27-летний Жиффар решил, что нужно ставить на воздушный шар паровую машину. Других вариантов в то время особо не было, и поэтому перед молодым изобретателем встала задача создать компактную, легкую и одновременно с этим достаточно мощную машину.

Ему удалось «упаковать» три лошадиных силы в полтора центнера и решить проблему пожароопасности, ведь сам дирижабль наполнялся водородом, а из дымовой трубы летели искры… Трубу в итоге сделали П-образной и вывели под гондолу.

44-метровый дирижабль (а это слово в переводе с французского и означает «управляемый») с оболочкой объемом 2500 кубометров оторвался от поверхности Парижского ипподрома 24 сентября 1852 года. Управлял «управляемым» сам Жиффар.

Жиффар в полете

© Гастон Тиссандье

Ему удалось подняться на 1800 метров, продемонстрировать маневренность аппарата, развороты, но вот против ветра двигаться он все-таки не смог, трех «лошадок» не хватило. Тем не менее принципиальная возможность управляемого полета человека в воздухе была показана, да и 27-километровый контролируемый полет от Парижа до Эланкура говорит сам за себя (несмотря на то, что обратно вернуться Жиффар не смог).

Любопытный факт: пилот дирижабля должен был одновременно работать и собственно пилотом, и кочегаром. Аппарат-то был одноместным, так что приходилось крутиться.

Анри Жиффар в 1850-х годах

© Wikimedia Commons

Нужно сказать, что работа над дирижаблем принесла Анри Жиффару не только славу, но и материальный достаток. В ходе работы над машиной он изобел паровой инжектор — вид струйного насоса, который подает воду в паровые котлы. Жиффар запатентовал его в 1858 году и стал очень богатым.

Инжектор Жиффара. A — пар из котла, B — игольчатый вентиль, C — рукоятка вентиля, D — смесь пара и воды, E — подвод воды, F — промежуточный конус, G — нагнетательный конус, H — питательная труба, K — питательный клапан.

© Wikimedia Commons

В связи с этим изобретением нужно развеять один миф. Во многих источниках (в том числе в российской Википедии) путают Анри Жиффара, изобретателя парового инжектора, и его младшего брата Поля — изобретателя пневматического ружья, стрелявшего силой сжатого воздуха. Это разные люди, хотя и родственники, и оба так или иначе работали с газами и были изобретателями.

В 1855 году Жиффар построил новый дирижабль, двухместный, объемом 3700 куб. метров при длине 70 метров и диаметре 10 метров. Его двигала более мощная паровая машина, а экипаж состоял уже из двух человек. Его испытания прошли частично успешно: во время полета оболочка стала выскальзывать из сетки, и гондола должна была вот-вот упасть на землю, но пилоты успели посадить дирижабль.

Полет Жиффара на воздушном шаре в 1878 году

© Wikimedia Commons

Располагая большими деньгами, Жиффар разработал новый проект — огромный дирижабль объемом 220 000 кубометров, длиной 600 метров и скоростью 72 километра в час. Паровая машина должна была питаться от двух котлов, топливом для одного из которых служил керосин, а для другого — газ из оболочки дирижабля.

Но этим планам не суждено было сбыться: у изобретателя стремительно падало зрение. Он не захотел мириться с таким состоянием дел, так что он написал завещание, в котором все свое немалое состояние оставлял французской нации на научные и гуманитарные цели, и 14 апреля 1882 года покончил с собой, отравившись хлороформом.

Идею его «большого» дирижабля, кстати, развил наш соотечественник, Константин Эдуардович Циолковский, а применил на практике, создав первый летающий дирижабль жесткой конструкции, немец, граф Цеппелин. Впрочем, об этом мы уже писали.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.