«Неандерталец» кинематографа: почему изобретение Эмиля Рейно проиграло братьям Люмьер
Как работал прибор, предвосхитивший мультипликацию, почему он оказался в Сене и чем в его продвижении помог аббат, рассказывает рубрика «История науки».
История кинематографа не ограничивается братьями Люмьер. И до них, и после них были изобретатели, которые пытались сделать статичные изображения движущимися. Не каждое из их детищ дожило до нашего времени, но рассказать об этих «неандертальцах» мира кино стоит. Наш рассказ пойдет об одном из таких приборов — праксиноскопе.
Этот прибор запатентовал изобретатель-самоучка Эмиль Рейно в 1877 году. Он с детства работал в мастерской своего отца, медальера и часовщика, а в дальнейшем стал помощником известного тогда лектора и популяризатора науки аббата Муньо. Они много путешествовали вместе, Рейно учился у него ораторскому мастерству. Это очень пригодилось ему в популяризации своего изобретения.
Что же такое праксиноскоп? Это слово составлено из двух греческих корней, πράξιν (действие) и σκοπέω (смотрю), а сам прибор в соответствии с названием был создан для того, чтобы показывать на экране движущиеся картинки. Правда, показывать движущиеся картинки именно на экране Рейно додумался только года через два после этого. Сначала смотреть движущиеся картинки можно было только в небольшом смотровом окошке.
В заслугу Рейно следует поставить то, что он соединил существовавшие до него зоотроп и фенакистископ, заодно усовершенствовав их добавлением в схему зеркальной призмы. Эти менее совершенные аппараты должны были показывать те же движущиеся картинки, но не могли продемонстрировать что-либо другое, кроме циклической демонстрации примитивных действий. Как и слово «праксиноскоп», эти термины жили не очень долго. В XIX веке они использовались активно и были «на слуху», но и зоотроп, и фенакистикоскоп с появлением праксиноскопа стали использоваться все реже и реже, пока не были забыты совсем, оставшись лишь в словарях историков и любителей старины.
Праксиноскоп состоял из открытого цилиндра высотой порядка десяти сантиметров. На внутренней поверхности цилиндра размещалась полоса с несколькими миниатюрами-кадрами. Число миниатюр могло меняться, обычно их было 8 или 12. В центре цилиндра была размещена зеркальная призма, число сторон которой соответствовало числу миниатюр. Каждая миниатюра отражалась в соответствующей грани призмы, причем так, что отклонение грани при вращении компенсировало смещение изображения, поэтому для наблюдателя оно оставалось неподвижным при смене «кадра». За счет такой оптической компенсации возникал анимационный эффект плавного движения. Цилиндр был помещен в деревянный кожух со смотровым окном и декоративной панелью, на которую было нанесено изображение театральных кулис, что усиливало эффект. Именно поэтому изобретение вскоре было названо «оптическим театром».
Главное же усовершенствование оптического театра состояло в том, что в конце концов Рейно заменил цилиндр аппарата мягкой лентой, на которой были укреплены желатиновые пластинки размером 4х5 см. Эти картинки через помещенное в центре зеркало отображались на экране: демонстрацию цикличного движения Рейно сменил на демонстрацию рисованных сюжетов. Позже изобретатель первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя ее отдельно от персонажей и передавая на экран с помощью еще одного волшебного фонаря. Этот прием впоследствии стал основой технологии мультипликации. Также он был первым, кто к изображению добавил музыкальное сопровождение, причем для своих фильмов музыку Рейно сочинял сам.
Запатентовав свое изобретение, Рейно окончательно обосновался в Париже, где в основном совершенствовал свой прибор, читал лекции о нем и, разумеется, показывал праксиноскоп в действии. Примерно через два года он поместил свой прибор в «волшебный фонарь» (свеча, помещенная в светонепроницаемый кожух с прямоугольным отверстием и проецирующая на экран изображение картинки на вставленной в это отверстие прозрачной пластинке), и движущиеся картинки теперь можно было демонстрировать на экране.
Будучи вдобавок художником, Эмиль Рейно все свои фильмы рисовал сам. Каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок. В 1892 году в парижском музее Гревен состоялся первый показ его мультипликационного фильма. Зрители были ошеломлены «светящимися пантомимами». Его программы состояли из нескольких таких сюжетов и длились 15-20 минут. Пика популярности Рейно добился в 1893-1894 годах, и завершился этот пик главным шедевром — фильмом «Вокруг кабины» (Autour d'une cabine).
Но уже в 1895 году его оптический театр рухнул. Рождение кинематографа нанесло по праксиноскопу сокрушительный удар, от которого изобретатель уже не смог оправиться. Рукотворные ленты, которые он создавал, никак не могли соперничать с более быстрыми в производстве и намного более дешевыми кинофильмами. Рейно не перенес краха своего детища: в припадке отчаяния он разбил свой аппарат и утопил его в Сене вместе с лентами. Только чудом уцелели две из них: «Бедный Пьеро» и «Вокруг кабины».
Праксиноскоп относится к типу короткоживущих изобретений, его появление было практически неизбежным и таким же неизбежным был его скорый конец. Стоит, правда, отметить, что, подобно большинству короткоживущих изобретений, окончательно в прошлое праксиноскоп не ушел. Эти аппараты до сих пор изготовляют любители, праксиноскоп можно даже купить в качестве дорогой и сложной детской игрушки, но популярность его настолько низка, что мало кто слышал даже это название.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.