Технические науки

История науки: инструмент, с которого начался джаз

171 год патенту на саксофон

Альтовый саксгорн работы Адольфа Сакса

© National Music Museum, University of South Dakota

Легко ли создать музыкальный инструмент, который станет легендой десятилетия спустя, как собрать концерт перед Эйфелевой башней и кто придумал саксофону название, читайте в рубрике Indicator.Ru «История науки»

Легко ли создать музыкальный инструмент, который станет легендой десятилетия спустя, как собрать концерт перед Эйфелевой башней и кто придумал саксофону название, читайте в рубрике Indicator.Ru «История науки».

Сегодня речь пойдет об изобретении с очень непростой судьбой: его создатель чудом дожил до совершеннолетия, существование самого инструмента отрицали, а потом, когда к нему уже пришла мировая слава, прозвали первым шагом по «скользкой дорожке».

Создателю саксофона, бельгийцу Антуану-Жозефу (Адольфу) Саксу в детстве один раз сильно повезло, и много раз — нет. Он родился в семье, для которой музыка была всем: его отец-самоучка занимался изготовлением музыкальных инструментов, и довольно успешно. Он был не только известным производителем (и даже придворным музыкальным мастером), но и новатором. Отец Сакса получил с десяток патентов, демонстрировал свои изделия на выставках и получал награды.

Старший из его сыновей, Адольф, участвовал в деле отца с раннего детства. При этом с первых лет в этой, казалось бы, спокойной и благополучной жизни его преследовали опасности: Адольф падал с высоты трех этажей, проглатывал булавку, обжигался при взрыве пороха, травился, в результате чего едва не задохнулся, получал по голове булыжником и чуть не тонул. Многим хватило бы и одного пункта, но Сакс благополучно пережил все.

Адольф Сакс

© Wikimedia Commons

Дальнейшую его жизнь тоже сложно назвать спокойной. Уже к 14-15 годам он сделал свой первый инструмент, кларнет, звучание которого ему удалось улучшить. Впоследствии Сакс и дальше занимался духовыми инструментами, как медными, так и деревянными. В 24 года он получил патент на бас-кларнет собственной конструкции, а с 1841 года, полный идей и с пустым кошельком, он поселился в Париже, где продолжил работать над инструментами. Многие из них Сакс смог усовершенствовать, и они звучали лучше, чем в оригинальной конструкции. Его новаторство и успех у слушателей вызывали зависть у коллег и некоторых музыкантов, отказывающихся играть на инструментах какого-то выскочки. Помимо изготовления инструментов, Сакс прекрасно умел играть на всех доступных ему духовых (он с отличием окончил Королевскую консерваторию Брюсселя) и мог на деле доказать, насколько удачными оказывались его инструменты.

Корнет, изобретенный Адольфом Саксом, 1850

© National Music Museum, University of South Dakota

В 1842 году (ему тогда было 28) Сакс начал работать над семейством инструментов, из которого вышел и саксофон. О своей работе он рассказал композитору Гектору Берлиозу, который был тогда крупной фигурой в музыкальной жизни Парижа, в том числе благодаря своей критике в газете Journal des Débats. Берлиоз молча выслушал Сакса и заявил: «Завтра вы узнаете, что я думаю о вашей работе». На следующий день газета вышла с большим восторженным отзывом знаменитого композитора. Это много значило для молодого человека и открывало перед ним многие двери.

Гектор Берлиоз

© Wikimedia Commons

Описывая саксофон, Берлиоз говорил: «Его главная заслуга в моих глазах — прекрасное разнообразие оттенков, иногда серьезных, иногда спокойных, порой волнующих, мечтательных или меланхоличных, смутных, как отголосок эха, как неясные жалобные стоны ветра среди деревьев или, даже лучше, как таинственное дрожание колокола спустя долгое время после того, как по нему ударили; я не знаю другого музыкального инструмента с таким необычным звучанием, которое держится на грани с тишиной».

Изобретатель дал свое имя целому семейству инструментов: саксгорнам, сакстромбе, сакстубе и, естественно, саксофону (название которого придумал, кстати, не Адольф, а Берлиоз). Работать над этими инструментами наш герой начал в 1838 году, а получил патент на саксофон лишь в 1846 году, причем эти несколько лет Сакс сам играл на нем. В результате Сакс столкнулся с тем, что немало конкурентов, советчиков и подражателей пытались заявить свои права на изобретение. Борьбу сопровождали отказы музыкантов играть на саксофоне, едкие статьи, карикатуры и судебные разбирательства. Один из судов, например, постановил, что «музыкальный инструмент под названием "саксофон" не существует и не может существовать». Процессы шли с переменным успехом, на разных уровнях, несколько раз приводили Сакса к банкротству и подорвали его здоровье.

Хотя Сакс получал благосклонные и, более того, восторженные отзывы от музыкантов и композиторов разных стран, его изобретение нелегко находило дорогу на сцену. Большим успехом для Сакса стало то, что его инструменты признали подходящими для военных оркестров, которые сразу могли обеспечить его заказами. В ответ на предложение Сакса заменить существовавшие инструменты французский военный министр собрал комиссию, которая решила провести концерт-соревнование. Он прошел на Марсовом поле, приглашены были музыканты: профессиональный оркестр у военных и 38 музыкантов, которых Саксу едва удалось набрать, причем он сам играл на двух инструментах по очереди. Несмотря на такие условия, Саксу аплодировали 200 тысяч зрителей. Военным ничего не оставалось, как согласиться на реформу своих оркестров, хотя изобретатель и нажил в их лице новых недоброжелателей.

Несмотря на все трудности, нашему герою удалось сделать немало улучшений и создать еще несколько новых инструментов. Увидеть их можно, например, на посвященной его 201-му дню рождения странице Google Art&Culture. Сакс работал в Парижской консерватории, ему даже позволили преподавать у будущих военных музыкантов, он написал брошюру про пользу игры на духовых инструментов для легких, изучал акустику концертных залов...

Сакс был талантлив и известен, его заслуги признавали лучшие в своем деле, но конец жизни изобретателя был печален: «Антуан Жозеф Адольф Сакс умер от пневмонии сегодня в Париже, в абсолютной бедности», как сообщалось о его смерти в газете New-York Tribune.

Он умер в 1894 году, не увидев расцвета джаза и блюза, когда саксофонисты были кумирами поколений, но не услышал он (слава богу!) и едкого советского «От саксофона до ножа…».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.