Десять лет истории науки: 160 символов, изменившие коммуникации
Если быть совсем точным, то сама идея отправлять с мобильного на мобильный короткие сообщения, чтобы адресат мог прочитать их, когда появится в Сети, возникла еще за семь лет до этого: в 1985 году на конференции разработчиков стандарта GSM в норвежском Осло. Но какое-то время это все оставалось лишь технической возможностью стандарта GSM.
Первое коммерческое применение СМС началось, как ни странно, в Швеции: в 1993 году СМС-ки стали доступны одной из местных компаний. Правда, использовались они только для того, чтобы сотовый оператор мог уведомить своего пользователя о чем-то (например, о балансе на счету). Затем, несколько позже, но в том же году, эстафету приняли Норвегия (недаром там были придуманы СМС), США и Великобритания.
Увы, какое-то время операторы сами не понимали, зачем нужны эти невзрачные сообщения, которые не могли быть длиннее 160 символов чистой латиницей (7-битная кодировка), 140 символов 8-битной (немецкий или французский) и всего 70 символов для кириллицы (16-битная кодировка). И только тогда, когда мобильными телефонами стали обзаводиться все, рынок СМС взлетел. Действительно, не всем просто сказать «Я тебя люблю» по телефону. А отправить СМС-ку можно. Некоторые исламские духовные лидеры, кстати, стали одобрять развод через СМС: мужу достаточно отправить три СМС-ки с формулой развода — и женщина свободна.
СМС-ки помогают нам управлять своим счетом в банке, получать предупреждения о чрезвычайных ситуациях и информацию о скидках в магазине, СМС напомнит о том, что открыта регистрация на рейс. В 2016 году в Ливии прошли выборы, в которых можно было голосовать по СМС. И это никакое не «Евровидение», а определение того, кто будет править в стране. Рынок мобильных сообщений в 2014 году оценивался в треть триллиона долларов.
К сожалению, данных на 2015-2016 годы пока нет, но вот в 2010 году в мире отправили и получили более шести триллионов СМС-ок. Конечно, эра СМС подходит к своему завершению из-за бесплатных мессенджеров, в которых можно отправлять практически неограниченное, по сравнению с СМС, количество текста, картинки, стикеры и даже голосовые сообщения. Тем не менее очень часто, как только самолет касается посадочной полосы, мы отправляем именно СМС любимому человеку: «Я прилетел, скоро буду!».
Проект реализуется в рамках инициатив "Работа с опытом" и "Проведение юбилейных мероприятий" Десятилетия науки и технологий.