Технические науки

«Приходится почти все время заниматься самому»

Чему учат детей в «Сириусе»

© Пресс-служба «Сириуса»

Как школьники работают с беспилотникамии, сколько времени нужно, чтобы разработать ПО для автобуса и почему дети не хотят уезжать из «Сириуса». Об этом Indicator.Ru рассказал Юрий Сапрунов, школьник из Калининграда и участник проектной смены в лагере.

Как школьники работают с беспилотниками, сколько времени нужно, чтобы разработать ПО для автобуса и почему дети не хотят уезжать из «Сириуса». Об этом Indicator.Ru рассказал Юрий Сапрунов, школьник из Калининграда и участник проектной смены в «Сириусе».

— Юра, расскажи немного о себе: откуда ты, каким проектом занимался здесь, в «Сириусе»?

— Я из Калининграда, мне 17 лет. В «Сириусе» я занимался усовершенствованием беспилотного автобуса MatrЁshka.

— Каким именно усовершенствованием?

— Мы работали не с самим автобусом, а с его уменьшенной моделью. Нашей задачей было исправить баги в программно-аппаратной части автобуса, отработать алгоритмы. Мы делали все сами с ноля, по сути, разрабатывали свое программное обеспечение для уже существующего автобуса.

На проект отводится сто часов, но по факту мы работали больше, во время отмененных лекций, вечерами.

— С какими проблемами сейчас сталкиваются разработчики беспилотников? На твой взгляд, можно ли их уже массово выпускать на улицы?

— Они уже ездят, особенно в США, но, конечно, массово пока нельзя. Технология несовершенна, плюс эти машины очень дорогие, не для массового производства. Хороший лидар (LIDAR, Light Indentification Detection and Ranging — использующаяся в системах машинного зрения технология, которая формирует двумерную или трехмерную картину окружающего пространства, — прим. Indicator.Ru) стоит миллионов десять. В одном автомобиле используется, как правило, один лидар, но и это уже сделает цену автомобиля очень высокой.

В нашем проекте использовался не лидар, а стереокамера. Построение карты местности, разметка — все это делалось через камеру. Она стоит 30-35 тысяч рублей.

— Получается, что такая камера может быть полноценной заменой лидара?

— По сути, да. Чтобы был полный круговой обзор, нужно поставить несколько таких камер: спереди, сзади. Можно использовать более дорогие и качественные камеры, но это тоже не десять миллионов рублей. Отличие камеры от лидара в том, что последний может «видеть» довольно далеко, метров на 100-120, максимум на 150. Камера так далеко «смотреть» не может, а это нужно, если машина будет ехать на большой скорости. Но такая «дальнозоркость» — единственное преимущество лидара.

Камеры же вполне подходят для проектов типа MatrЁshka. Автобус небольшой, он предназначен для использования на закрытых территориях, где не нужно развивать большие скорости и нет другого транспорта: заводы, парки, производства, здесь в «Сириусе» можно по кампусу кататься.

— Ты бы сам сел в беспилотный автомобиль, на данном этапе их развития?

— Смотря в какой… В MatrЁshkу последней версии — вполне.

— А когда ты стал заниматься беспилотниками?

— Меня эта тема давно интересует. В прошлом году я был на первой олимпиаде НТИ, на профиле АТС — автономные транспортные системы. Мне понравилось. Так постепенно начал работать в этом направлении.

— У тебя есть возможность работать с беспилотниками в Калининграде, в твоей школе?

— Ну, в принципе, да… Но не на очень высоком уровне. Все равно приходится почти все время заниматься самому. У нас есть «Кванториум», технопарк, но там это все очень неразвито, в итоге все делаю сам.

— Во время беседы с Владимиром Путиным ты предложил превратить в беспилотник его «Волгу». Получается, можно взять любую машину и сделать ее беспилотной?

— Да, просто нужно установить лидар или камеру, прочее оборудование. Можно хоть за месяц сделать: у меня есть знакомый, который как раз за месяц сделал из своей машины беспилотную.

— И ездил на ней? Пока, кажется, это не очень законно…

— Не ездил, но протестировал, все работало. Кстати, об этом вопросе… Это был не мой личный вопрос, а вопрос от всей нашей команды. Суть в том, что нам после смены в «Сириусе» очень хотелось бы остаться вместе, дальше работать группой. То же самое нам сказал и Бакулин (Алексей Бакулин, основатель компании Bakulin Motors Group, которая выпускает автобус MatrЁshka, — прим. Indicator.Ru). Мы подумали: а почему бы и нет, будет прикольно, если дальнейшая совместная работа будет вот такой, с «Волгой». Так что мы спрашивали исключительно с этой целью, чтобы у нас был новый проект.

— Уже есть какая-то конкретика по этой работе? С вами кто-нибудь контактировал?

— Пока нет.

— А то, что вы делали на проектной смене для MatrЁshkи, будет применяться на практике?

— Эксперты сказали, что да, они рассмотрят все наши решения, и самые удачные будут использованы при разработке ПО.