Технические науки2 мин.

Состоялся всероссийский финал конкурса юношеских инженерных команд в области водородной энергетики «Первый элемент»

© Антон Курбатов

Гибридные автомобили на водороде масштаба 1:10 вновь стартовали на территории Всероссийского детского центра «Смена» в Анапе в рамках Всероссийского школьного конкурса «Первый элемент», который прошел с 22 по 24 апреля 2021 года.

Конкурс, организованный группой компаний «ИнЭнерджи» совместно с Центром компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при ИПХФ РАН при поддержке Всероссийского детского центра «Смена», проводится уже в четвертый раз, и в нем традиционно участвуют юные инженеры в возрасте от 14 до 18 лет.

«Известный исследователь международной конкуренции Майкл Портер, развивая работы Люндваля в области инновационных систем, показал, что именно образование является долгосрочным конкурентным преимуществом национальных экономик, — отметил генеральный директор компании ИнЭнерджи Алексей Кашин. — Понимая это, мы уделяем большое внимание образовательным проектам. Новой энергетике нужны новые специалисты. Знания, приобретаемые участниками «Первого элемента», будут востребованы не только в ближайшем будущем, но и в стратегической перспективе».

В этом году в финал пробилось 37 команд из 25 городов нашей страны. География участников обширна: на конкурсе представлены практически все регионы России — от Калининграда до Владивостока.

«Конкурс здорово развился за это время, — говорит главный судья, руководитель Центра компетенций НТИ при ИПХФ РАН Юрий Добровольский. — Если сначала в нем участвовало лишь несколько школьных команд, то сейчас в Москве проводился уже отдельный чемпионат, и ребята, прошедшие его, принимают участие в общем финале».

Задача участников проекта «Первый элемент» — самостоятельно спроектировать и изготовить радиоуправляемую модель гибридного автомобиля в масштабе 1:10 на основе топливного элемента, работающего на водороде.

«Гоночные машины разрабатываются полностью с нуля, и даже систему топливного элемента инженерная часть команды оптимизирует под свои задачи, — рассказывает руководитель направления образовательных технологий группы компаний ИнЭнерджи Андрей Ларькин. — Это не просто сборка авто из готового "конструктора", это настоящий R'n'D-проект. Все, что не касается регламентных требований к модели, ребята проектируют и изготавливают сами».

В этом году впервые на треке в каждом из заездов одновременно стартовали около 20 машин. И это уже столько же, сколько на международном финале Horizon Hydrogen Grand Prix. Шестичасовой марафон стал серьезным испытанием как для инженерной части команд, так и для юных «пилотов».

«Самая зрелищная и захватывающая часть — это гонки, — говорит Юрий Добровольский. — Должен отметить потрясающую командную работу — и тренерского состава, и самих участников».

Победителем конкурса стала команда «ДТ Мосгормаш» из Москвы, второе место заняла команда АТОМ из Тюмени, третье — ODEGON из Брянска.

Лидер соревнования получает финансовую поддержку для участия в международном конкурсе Horizon Hydrogen Grand Prix, а также денежный грант на доработку своей модели автомобиля.