Технические науки

Тришкин кафтан Илона Маска

Чем SpaceX заМАСКирует дыры в бюджете

Ангар SpaceX на Kennedy Space Center

© Wikimedia Commons

Почему космические запуски SpaceX становятся все более убыточными, как Маск надеется спасти компанию от банкротства четырьмя тысячами интернет-спутников и от чего зависит висящее на волоске будущее самой амбициозной частной аэрокосмической фирмы XXI века, разбирался Indicator.Ru

Почему космические запуски SpaceX становятся все более убыточными, как Маск надеется спасти компанию от банкротства четырьмя тысячами интернет-спутников и от чего зависит будущее самой амбициозной частной аэрокосмической компании XXI века, разбирался Indicator.Ru.

Купи ракету в интернет-магазине!

Компания Space Exploration Technologies Corp. (кратко — SpaceX), штаб-квартира которой располагается в городе Хоторн (штат Калифорния, США), многим не дает спокойно спать. Особенно это касается государственных космических корпораций, ведь им приходится заниматься оптимизацией целых отраслей для достижения такой эффективности, как у SpaceX. Эффективность определяется набором нескольких факторов, среди которых: контроль качества, стоимости, разработки, производство и тестирование большинства компонентов продукции с опорой на внутренние ресурсы компании, незаангажированость в выборе поставщиков, межконтинентальность в подборе кадров. Это дает возможность предлагать более низкую, по сравнению с конкурентами, цену за запуск.

А с ценами у SpaceX все в порядке. Минимальная цена запуска указана на сайте компании. Это практически интернет-магазин, в котором можно купить запуск Falcon 9 за $62 млн (что составляет от половины до одной четверти цены запуска у альянса ULA, в который входят Boeing и Lockheed Martin), а запуск Falcon Heavy (первый демонстрационный полет которого с макетом полезной нагрузки и посадкой боковых ускорителей с центральным блоком запланирован на второй квартал 2017 года) — за $90 млн! Когда смотришь на такой прайс-лист, то невольно проводишь аналогию с продукцией компании Apple, на сайте которой указан минимум технической информации, есть красивые картинки и цена. Это все, что вам нужно знать, остальное за вас сделают профессионалы.

За такой низкой ценой скрывается высокая эффективность компании, а также ориентированность на вертикальную интеграцию в производстве: на одном заводе компании производят практически все компоненты ракет-носителей и космических кораблей. К заводу подвозят листы алюминия, а на выходе мы получаем готовое изделие; все, что происходит посередине, — магия. Недаром в NASA, отзываясь об эффективности труда работника SpaceX, говорят, что в NASA одну работу делают пять сотрудников, а в SpaceX пять работ делает один.

За недолгие 15 лет компания добилась бо́льших успехов, за SpaceX числятся несколько важных достижений в области ракетостроения, одно из которых — вертикальная посадка первой ступени ракеты космического назначения на землю, а также первая в истории успешная посадка первой ступени ракеты Falcon 9 на морскую платформу. Да и впереди у компании немало вызовов, которые поражают своим масштабом: запуск ракеты-носителя тяжелого класса Falcon Heavy, первая пилотируемая экспедиция к МКС на собственном космическом корабле Dragon V2, запуск на Луну посадочного аппарата в рамках программы Google Lunar X Prize, запуск Dragon V2 на Марс в беспилотном режиме и, конечно же, полет человека на Марс.

Илон Маск представляет корабль Dragon V2, май 2014 года

© Mario Anzuoni/Reuters

Дорогостоящие катастрофы

Однако эти радостные ожидания омрачаются не столь радужными событиями. До недавнего времени дела шли относительно хорошо, но в июне 2015 года, на 139-й секунде полета, взорвалась ракета-носитель Falcon 9, что привело к падению доходов компании на 6% и потере прибыли на сумму в $260 млн.

1 сентября 2016 случилась уже вторая за историю коммерческих запусков SpaceX авария. Другие нештатные ситуации, связанные с запусками ракет, происходили еще до того, как компания перевела их на коммерческое использование.

По словам владельца компании Илона Маска, взрыв или «быстрое горение» ракеты-носителя во время испытаний двигателей за два дня до старта стал причиной заметного сдвига в расписании запусков.

Прошло четыре месяца, и мы знаем о причинах этой аварии. Нельзя эксплуатировать ракету-носитель, если неизвестна причина предыдущей аварии. Две аварии такого плана подряд не могли пройти без последствий для SpaceX. После второй аварии одна из крупнейших спутниковых компаний Inmarsat ушла от SpaceX к другому оператору запуска. Это безусловно отразилось на бюджете компании.

Для выхода из этого положения компании нужен план. И он у нее есть — это запуск на низкую орбиту большого количества спутников для раздачи интернета населению на скорости до 1 Гбит/c. План грандиозный, и если он претворится в жизнь, то компанию ждет большой успех. К сожалению, мы не имеем в наличии публичной информации о прибыли и доходах SpaceX, так как это частная компания, и пока не планируется выход на IPO. По крайней мере, до того момента, как SpaceX осуществит полет на Марс (не ранее 2024 года), об этом сказал Илон Маск, владеющий 54% SpaceX и 78% голосов в компании. Однако со слов финансового директора компании Брета Джонсена мы знаем, что в ближайшем будущем планируется осуществить 70 запусков на общую сумму контрактов в $10 млрд.

Романтика космоса и проза финансов

В пятницу, 13 января, в издании Wall Street Journal появилась неофициальная информация о финансовой отчетности компании, в которой содержатся сведения о том, что в 2015 году прибыль компании и ее выручка сократились из-за аварии, а также о том, что ждет компанию в будущем и какая прибыль ожидается от проекта интернет-спутников. Однако даже отрицательные показатели не отражают реального положения дел. Падение операционной прибыли на $260 млн в 2015 году не омрачает общей картины, так как у SpaceX есть амбициозный план — запуск на орбиту 4525 интернет-спутников. На графиках видно, как компания планирует получать операционную прибыль от этого вида деятельности как основного.

Резко увеличится и количество запусков, так как будет необходимо в течение относительно короткого периода (около десяти лет) доставить на орбиту около 4000 космических аппаратов, масса каждого около 400 кг. Нехитрая арифметика дает нам понять, что компании надо будет осуществлять от 27 запусков в год.

План действительно хороший, скорость высокая, и, что главное, он технически реализуемый. Прибыль, планируемая от реализации данного проекта к 2025 году, составит, судя по этим графикам, $20 млрд, а выручка $30 млрд.

Скорость передачи информации сквозь безвоздушное пространство равна скорости света, а в воздухе она немного ниже, но если передавать такой же сигнал по оптическому кабелю (через большое количество маршрутизаторов), то задержка вырастает в разы по сравнению с прямой передачей информации между двумя точками по воздуху или через космос. Илон Маск обещает задержку сигнала около 25-35 мс на одном континенте, что лучше, чем если мы соединим этот континент с помощью оптического кабеля, ведь скорость передачи информации по оптическому кабелю на 30% ниже скорости света.

Финансовые документы показывают, что в 2015 году у SpaceX было превышение активов над обязательствами, что позволило компании выдержать последствия первого взрыва, имея в распоряжении $1,3 млрд оборотных средств в конце 2015 года. В этом компании помогли инвестиции Alphabet и Fidelity, а также огромные авансовые платежи за работы по проектированию и заказу запусков. Однако собственных денежных средств у компании было меньше, чем составляли вложенные в нее суммы инвестиций.

Заявление на сайте компании SpaceX гласило, что 2015 год был «прибыльный и положительный с точки зрения движения денежных средств». Внутренние финансовые документы, рассмотренные в издании WSJ, противоречат этому заявлению. На 2015 год отчет показывает операционный убыток за каждый квартал, а также отрицательный денежный поток приблизительно в $15 млн.

Через три недели после сентябрьского инцидента SpaceX удалила это заявление с сайта компании, предполагая, что прибыль и денежный поток уйдут в красную зону в 2016 году. Старшие должностные лица не делали публичных заявлений относительно прибыльности компании.

Выход есть

Прогноз компании SpaceX, составленный в начале 2016 года, вряд ли сбудется. В 2016 году ожидалось, что выручка составит $1,8 млрд, а операционная прибыль — $55 млн. Эти цели вряд ли будут достигнуты, поскольку компания запустила только восемь ракет вместо запланированных 20, и всего на две больше, чем в 2015, когда выручка составила $945 млн.

Если применить простой экономический расчет к выручке компании, то мы можем выйти как раз на $1 млрд. Обычно фонд оплаты труда сотрудников в такого рода отраслях составляет около 20-30% (возьмем 30%). За среднюю зарплату принимаем сумму $80 тыс. (по данным сайта Glassdoor). Зная, что в компании работают 6 тысяч человек, имеем: 6 000 * $80 000 = $480 млн. Эти деньги идут на зарплату, если она составляет треть от затрат компании, то выручка составит около $1,5 млрд.

Даже несмотря на все неудачи, через которые прошла компания во главе с Илоном Маском, и утечку конфиденциальной информации, которая может негативно сказаться на деятельности компании, SpaceX является мировым лидером по инновациям в космической сфере и прокладывает дорогу для колонизации космоса человечеством, давая миру новые технологии.

Автор — Игорь Тирский, выпускник аэрокосмического факультета МАИ.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.