Технические науки3 мин.

Влияние студентов на решение глобальных проблем науки, вовлечение школьников в мир учёных обсудили на Конгрессе молодых учёных при поддержке Госкорпорации «Росатом»

На II Конгрессе молодых учёных состоялась сессия «Студенческие научные общества (СНО) как механизм привлечения талантливых исследователей в науку», организованная при поддержке Минобрнауки России, Госкорпорации «Росатом» и АНО «Дирекция НЦФМ».

В дискуссии участвовали представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Национального центра физики и математики (НЦФМ), Южного федерального и Мининского университетов, а также лидеры СНО из технических вузов страны.

Модератором круглого стола выступил магистрант образовательного ядра НЦФМ – МГУ Саров – Максим Вялков, один из инициаторов создания СНО в своём вузе. Во вступительном слове он уточнил, что СНО преумножают профессионализм каждого студента как учёного, а также рождают новые идеи по глобальному развитию науки.

«Когда студенты приходят на первый курс, искренне верят в науку, но на этом этапе им ещё не хватает знаний, чтобы стать настоящими учёными, они могут быстро выгореть. Если СНО помогут ребятам не уйти на первом курсе с научной траектории и остаться в науке, это будет здорово. Мы живём в эпоху меняющегося мира – молодому человеку трудно ориентироваться, например, на меня, как на того учёного, которым он захочет стать через 5-7 лет. Нужна меньшая дистанция в возрасте. Более молодому научному руководителю нужно предложить студенту такую задачу, которая имеет вес, – и тогда есть шанс, что студент останется в науке, – отметил научный руководитель НЦФМ академик РАН Александр Сергеев.

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорий Гуров рассказал о мерах поддержки СНО государством, о выделении грантов от 1 до 5 миллионов рублей студенческим научным обществам для ведения научных исследований и популяризации науки. Он попросил СНО активнее писать свои запросы о необходимой помощи министерству. Президент Южного федерального университета Марина Боровская отметила, что СНО могут позволить продуктивнее вести трансфер технологий из науки через студенческие стартапы.

Рассуждения о том, какими СНО станут через 10 лет, привели лидеры молодых технических сообществ: Александр Чубрик (НИТУ МИСиС), Эдуард Ибрагимов (физфак МГУ) и Алексей Самсонов (МГУ Саров). Алексей из МГУ Саров уточнил, что СНО необходимо точечно работать с учёными, преподавателями, школьниками и работодателями, постепенно решая глобальные задачи науки. Он заметил, что укрепление всех физико-математических СНО страны возможно на базе НЦФМ. Этому способствует сильнейший преподавательский состав филиала МГУ с ведущими учёными со всей страны, проведение открытых научных школ НЦФМ на базе МГУ Саров, активная исследовательская работа самих студентов филиала и их труд в сфере организации и популяризации науки.

Начальник отдела по работе с молодыми учёными Минобрнауки России Али Асадов отметил важность студенческого наставничества для школьников, уточнив, что эта деятельность должна быть сопряжена с работой лучших отечественных педагогов.

Ректор Мининского университета Виктор Сдобняков поддержал эту идею: «Педагог – тот человек, который может увеличить количество ребят в сфере науки, инженерии, технологий. Для того чтобы дети поверили учителю, надо, чтобы он имел нужную квалификацию и особый статус. Квалификация есть у вас, студентов лучших вузов, но нужно ещё знать педагогику и психологию». Виктор Сдобняков также отметил, что решение этой проблемы он планирует выработать совместно с техническими СНО и научным руководителем НЦФМ академиком РАН Александром Сергеевым. В заключение сессии модератор предложил провести первый хакатон всех физико-математических СНО страны на площадке Академии «Маяк» при поддержке Минобрнауки России и НЦФМ.

Автор:Indicator.Ru