Гуманитарные науки

Из Сингапура с любовью: почему молодой ученый может вернуться в Россию

Как молодому исследователю работается в России и за границей

Александр Королев

© Личный архив Александра Королева

Почему университеты должны помогать исследователям с бытовыми вопросами, с какими сложностями сталкиваются молодые ученые в России и в чем Высшая школа экономики выигрывает у Национального университета Сингапура, в интервью Indicator.Ru рассказал Александр Королев, преподаватель факультета социальных наук Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия), старший научный сотрудник Школы публичной политики имени Ли Куан Ю Национального университета Сингапура.

Почему университеты должны помогать исследователям с бытовыми вопросами, с какими сложностями сталкиваются молодые ученые в России и в чем Высшая школа экономики выигрывает у Национального университета Сингапура, в интервью Indicator.Ru рассказал Александр Королев, преподаватель факультета социальных наук Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия), старший научный сотрудник Школы публичной политики имени Ли Куан Ю Национального университета Сингапура.

— Александр, расскажите про вашу область исследований.

— Я занимаюсь теорией международных отношений и сравнительной политологией с акцентом на российско-китайских отношениях. Также я изучаю международную политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Четыре года работал в Национальном университете Сингапура и с апреля я переезжаю в Австралию в Сидней в Университет Нового Южного Уэльса.

— Когда вы уехали из России и где работали до отъезда?

— После университета я поступил в магистратуру и уехал в Китай в Нанькайский университет. Затем я получил PhD в Гонконгском университете. Во время написания диссертации стажировался в Университете Брауна в США. После этого начал работу в Москве — на факультете мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики. На этом факультете есть школа азиатских исследований. Это полностью англоязычная магистратура. Там я проработал два года и в 2014 году переехал в Сингапур.

— Почему вы уехали из России?

— Не могу сказать, что у меня было именно осознанное стремление уехать из России. У меня был интерес к Китаю. После четвертого курса мне удалось на год поехать изучать язык, после чего интерес к этой стране усилился, захотелось большего, и я решил поступать в магистратуру по специальности «Международные отношения».

Не могу сказать, что я не хочу возвращаться в Россию, но когда оказываешься в этой колее, на этом поезде, то ты продолжаешь на нем ехать. Там передо мной открылось больше возможностей.

Александр Королев
Преподаватель Университета Нового Южного Уэльса (Австралия), сотрудник Школы публичной политики имени Ли Куан Ю Национального университета Сингапура

Я попробовал вернуться в Россию после PhD. Кстати, я не определяю себя как ученого, который полностью уехал, у меня сохранилась аффилиация с Институтом Дальнего Востока РАН в Москве, я отправляю им статьи время от времени.

Могу сказать, что мне нравилось работать в Москве, в Вышке. Но основная наша проблема — это периферийность интеллектуального пространства. Я говорю исключительно о своей специализации — о политологии и международных отношениях. В какой-то момент я стал чувствовать, что выхожу из научного мейнстрима, стало сложнее фокусироваться на написании хороших публикаций. У меня стало пропадать ощущение вовлеченности в глобальное интеллектуальное пространство, если так можно выразиться. Это очень нежелательно на раннем этапе карьеры.

Александр Королев
Преподаватель Университета Нового Южного Уэльса (Австралия), сотрудник Школы публичной политики имени Ли Куан Ю Национального университета Сингапура

— Расскажите про плюсы и минусы работы в Сингапуре и России.

— В Сингапуре акцент делается на высоком качестве исследований, здесь есть четкие критерии оценки, от них зависят и зарплата, и карьерное продвижение. Эти критерии — публикации в хороших журналах. К тому же Национальный университет Сингапура — один из ведущих вузов в мире, он входит в топовую двадцатку мировых рейтингов, поэтому качество исследований здесь выше. Финансовая сторона тоже важна, и она несоизмерима.

Что касается работы в России, то мне очень понравился преподавательский опыт работы в Вышке. Преподавать в Москве мне нравилось больше, чем в других местах. Там очень интересующиеся и яркие студенты, хотя к концу магистратуры их засасывает быт. Все они начинают работать где-то на полную ставку.

В России такая ментальность, что надо обязательно работать, и у многих учеба идет по боку, что очень печально. Я не знаю, какие причины, возможно, дело в маленьких стипендиях, или у них большие амбиции.

Александр Королев
Преподаватель Университета Нового Южного Уэльса (Австралия), сотрудник Школы публичной политики имени Ли Куан Ю Национального университета Сингапура

Еще один плюс — это люди, с которыми я работал, могу сказать только добрые вещи о своих коллегах. Мне приходилось очень много ездить и мне всегда шли на встречу, составляли гибкий график. В Сингапуре мне бы такое вряд ли позволили.

— Вы планируете возвращаться в Россию?

— Я не исключаю эту возможность. Но мне было бы интересно вернуться, когда я бы уже сформировался как крупный ученый, когда уже можно больше отдавать, чем получать. Для карьерного же роста желательней находиться в глобальном научном мейнстриме, для этого я бы все-таки выбрал пребывание за границей. Но когда ты как ученый достигаешь определенной точки и сам уже являешься носителем достаточного знания, то можешь быть полезнее как преподаватель. Резюмируя, я бы предпочел вернуться, но позже, уже сформировавшимся ученым с именем.

— Какие условия нужно создавать в России, чтобы как можно меньше молодых ученых хотели уехать за границу и как можно больше хотели вернуться?

— Вопрос понятный, но очень сложный. Во-первых, нужно что-то делать с материально-бытовой стороной. Это лежит на поверхности. В Москве даже квартиру снять проблематично без московской прописки, о какой глобализации науки можно говорить? Если бы университеты помогали молодым специалистам разрешать эти вопросы, то это был бы большой плюс. Но опять же это только часть проблемы.

Вторая проблема, как я уже говорил, — это периферийность интеллектуального пространства. С этим можно справиться, но для этого потребуются годы работы. Нужен международный рекрутинг, нужно менять критерии оценки преподавателей и молодых ученых, нужна система поощрений. Например, в Высшей школе экономики платят за науку, и, если вы публикуетесь в хорошем журнале, вы получаете надбавку к зарплате. Но ВШЭ — это оазис, если взять региональные вузы где-нибудь на Дальнем Востоке или в Сибири, там ситуация гораздо хуже.

В России не очень легко быть частью международного научного пространства. Не берусь судить обо всей науке, но что касается гуманитарной, то она находится в своем анклаве и плохо соединяется с международным пространством.

Я считаю, что нужно принимать больше иностранных студентов. Нужно не бояться брать на работу иностранных специалистов. По этому пути пошли, например, китайцы. Они нанимают иностранных специалистов не только в ведущие вузы в Пекине или Шанхае, но и в провинциальные вузы. Мне кажется, это позволило бы крепче привязать российскую научную среду к глобальному научному пространству.

Я где-то читал, как один из академиков призывал прекратить так называемую американизацию российской науки. Но это абсурд, от этого убеждения надо избавляться. Наука не знает национальностей, нужно стараться больше публиковаться в ведущих международных журналах. Не знаю, насколько это правильно, но мое ощущение именно такое.

Александр Королев
Преподаватель Университета Нового Южного Уэльса (Австралия), сотрудник Школы публичной политики имени Ли Куан Ю Национального университета Сингапура

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.