Гуманитарные науки

Большая перемена: интервью с учителями, поменявшими профессию

Новый материал Indicator.Ru, посвященный Всемирному дню учителя
В День учителя Indicator.Ru публикует истории людей, которые из учителей стали бизнесменами. Они рассказывают, почему не надо отказываться от ЕГЭ и чем астрономия похожа на науку о динозаврах

В День учителя Indicator.Ru публикует истории людей, которые из учителей стали бизнесменами. Они рассказывают, почему не надо отказываться от ЕГЭ и чем астрономия похожа на науку о динозаврах.

На прошедшей сегодня встрече с лучшими учителями России президент Владимир Путин напрямую спросил, сколько они зарабатывают. По словам учителя русского языка и литературы из Армарвира Александра Шагалова, зарплата в среднем не превышает 30 тысяч рублей в месяц. Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос участника форума «Территория смыслов» о низкой заработной плате учителей, предложил преподавателям уйти в бизнес ради повышения доходов.

Елена Хвиюзова, учитель английского языка, директор образовательного центра Bright, г. Северодвинск, Архангельская область:

«Я с огромным удовольствием проработала школьным учителем английского языка около 30 лет. И когда я достигла пенсионного возраста и нужно было давать дорогу молодым, а сил и творческих идей было еще много, я решила открыть собственное дело и получить для этого лицензию. Одного английского мало для центра, поэтому я подключила все предметы — подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. У меня есть наемные работники и все мы единомышленники. Я продолжаю заниматься тем, чем занималась в школе, но теперь мне даже интереснее: ко мне приходят только те дети, которые хотят учиться. Я рада, что продолжаю держать мел в руке и стоять у доски. Я не могла оставаться просто репетитором, мне это скучно, мне нужны несколько пар детских глаз, коллектив... Я люблю школу, но чтобы творчески работать, надо хотя бы раз в десять лет менять направление деятельности, сохраняя все лучшее, что у тебя было.

Когда мне вручали президентский грант, мне пришла идея объединить под одной крышей учителей, чья работа в образовании была высоко оценена. Это высокопрофессиональные люди, любящие детей и свою профессию. Юрист посоветовал нам: «Не морочьтесь, никаких ООО не делайте, лучше ИП». А раз это была моя идея, то я стала директором и начала дальше раскручивать свое дело. Конечно, было страшно и трудно: я не знала, как начать, как организовать рекламу, захотят ли прийти дети... Но все получилось и я счастлива. Такие центры нужны, так как не в каждой школе есть профильный класс того предмета, который ученик выбрал, и не все учатся в гимназии или лицее.

Разве это не прекрасно, если ребенок идет на занятия к Учителю с большой буквы! По-английски об умном, незаурядном человеке, личности говорят a bright person... и мы хотим, чтобы яркими вырастали дети, потому что страна нуждается именно в bright persons... Я люблю ЕГЭ и не позволяю его никому ругать. Критиковать экзамен может только тот, кто не знает, что это такое, и ни разу в него не заглянул и не разобрался. Вспомните, как это было раньше. Очень часто присутствовал элемент везения: пять билетов выучил, третий на удачу попался. С ЕГЭ так не получится. Для успешной сдачи все предметы надо знать досконально и по программе профильного класса. За 10 лет уже все отшлифовали и отработали: нет утечки информации и заданий с выбором ответа. Я очень негодую, когда говорят, что ЕГЭ надо убирать. Это прекрасный экзамен, который очень умно сделан».

Вячеслав Игнатьев, учитель физики и астрономии, директор управления малой инженерии в компании «Терморос», г. Москва:

«На последнем курсе университета я начал преподавать в школе астрономию и физику, потом продолжил в аспирантуре. Тогда работа в школе давала частичную занятость, оставляя много времени для занятия наукой. Но доход был минимальным. В какой-то момент передо мной стал выбор: наука или бизнес. Делать два дела хорошо у меня не получалось.

Но мне нравилось в школе. Мои ученики всегда хорошо решали задачи по физике, даже в классах коррекции. К каждому уроку я готовил небольшую самостоятельную работу из восьми вариантов, у учеников практически не было шансов списать. Весь прошлый год я занимался с пятиклассником, и он показал очень высокие результаты, занял пятое место на Санкт-Петербургской астрономической олимпиаде.

Я как влюбился в астрономию, так и продолжаю всем о ней рассказывать. Это замечательная наука, как о динозаврах: всегда можно заинтриговать детей, интересно построить урок, найти увлекательные истории, подобрать примеры, картинки. В астрономии практически не бывает нудных тем, как, например, в физике или химии, которые заучиваются только потому, что так нужно, а в астрономии такой может быть только «Время и календарь». Из всего остального можно выдумать такие задачи, которые дети будут решать с удовольствием. Недавно астрономию предложили вернуть в школы в качестве обязательного предмета, но, как мне кажется, у нас есть большой разрыв между тем, что выдумывают законотворцы, и тем, что происходит в действительности. Это как в бизнесе: есть разработчики стратегии компании, а есть такие специалисты, которые занимаются реализацией, и это два разных мира.

Сейчас я продолжаю заниматься бизнесом, а по субботам преподаю в школе. У меня есть несколько проектов, которыми я продолжаю заниматься только потому, что мне это нравится, и один из них — астрономия. Это и детям полезно, и я получаю удовольствие. Не хочется просто зарабатывать деньги, чтобы складывать их в копилку, нужен смысл. Все советские ученые работали больше за идею, как в школе Гинзбурга, школе Зельдовича».