Гуманитарные науки7 мин.

Десять лет истории науки: учитель русских учителей

Константин Ушинский

© Wikimedia Commons

3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения Константина Ушинского, фактически создавшего современную педагогику в России. До него никто не задумывался о научных основах педагогики, о новых подходах к образованию и о его эффективности. По учебникам Ушинского вся Россия училась практически полвека, его детские рассказы проходят в школах до сих пор, в честь него 2023 год в нашей стране объявлен годом педагога и наставника. В нашем проекте «Десять лет истории науки» мы рассказываем об этом удивительном человеке.

Детство и юность

Константин Дмитриевич Ушинский родился в дворянской семье в Туле в 1823 году. Его отец рано вышел в отставку в офицерском чине, отличившись в Бородинской битве. Воспитанием Константина занималась мать Любовь Степановна, урожденная Карпинская, — она была очень образованной женщиной с передовыми взглядами и пыталась привить мальчику любовь к искусству, давала точные знания в области естествознания, воспитывала трудолюбие. Однако в 1835 году, когда Ушинскому было 12 лет, она скончалась, и продолжить домашнее образование Константин не мог — пришлось отдать мальчика в Новгород-Северскую гимназию, в которой его приняли сразу в III класс. Уровень образования в этой гимназии был сравнительно хорошим — положительные воспоминания о ней Ушинский пронес на всю жизнь. Благодаря директору, который высоко ценил науку, преподаватели гимназии с увлечением рассказывали свой предмет и давали хороший уровень знаний.

После окончания гимназии Константин Ушинский решил поступить в Московский университет на юридический факультет. Его заинтересовали либеральные европейские мыслители и сам либерализм как идея. Время обучения было очень важным для Ушинского — с одной стороны, он определился с политическими взглядами, с другой — понял, чем будет заниматься всю жизнь — начал преподавать. Ушинский вел частые уроки, то есть был, говоря по-современному, репетитором. Тогда он понял, что объяснить понятно — очень сложно. Ушинский начал искать более эффективные методики. Он осознал, что для преподавания нужна специальная подготовка. Это оказалось двумя направлениями, определившими его жизнь.

В 1844 году Константин Ушинский закончил университет в степени кандидата и остался в Московском университете, чтобы получить звание профессора.

Первая работа

Спустя два года Ушинский стал профессором права в Демидовском лицее, расположенном в Ярославле. Сейчас в Ярославле улица, на которой он жил, названа его именем. С учениками педагог вел себя на равных, относился к ним с уважением. Студенты его любили, а вот коллеги и начальство относились настороженно — за год на него было подано несколько доносов в Министерство Просвещения, его упрекали в либеральных взглядах и неблагонадежности. Во времена «мрачного семилетия» царствования Николая I такие обвинения были очень серьезны. Попечитель лицея Демидов, оценивая работу Ушинского, писал в министерство: «Ушинский имеет большое влияние на студентов; он мог бы быть полезным в лицее, но нужно иметь за ним постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе».

Через три года после начала преподавания Ушинский «по собственному желанию», не выдержав давления руководства, ушел из лицея. Он пытался зарабатывать переводами иностранных статей для журналов, писал в них свои статьи и пытался найти работу педагогом в Ярославле. Это ему не удалось — его репутация «подмочена». В 1850 он решает переехать в Петербург.

В Петербурге

В Петербурге Ушинский устраивается мелким чиновником в Министерство Просвещения под руководством графа Дмитрия Толстого — взглядов он был отнюдь не демократических, но начальником был справедливым. Ушинский пишет статьи в «Современник» Некрасова и в «Библиотеку для чтения» Сенковского и пытается найти работу учителем.

Переехав в Петербург, педагог женился на Надежде Дорошенко, которую знал еще в детстве, в Новгороде-Северском. Через год у них родился первый сын Павел.

В 1854 году Ушинскому удалось вновь заняться преподаванием. С помощью бывшего коллеги по Демидовскому лицею он получил место учителя географии и русской словесности в Гатчинском сиротском лицее. Это было закрытое учреждение, находящееся под опекой самой императрицы. После института сироты должны были стать чиновниками министерств и департаментов и быть верными своему Отечеству, давшему им и образование, и воспитание, и работу. Немудрено, что дисциплина в Гатчинском лицее поддерживалась строгими методами: малейшие оплошности учеников наказывались, широко практиковалось доносительство. Позже Ушинский напишет о Гатчинском лицее: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».

Уже на следующий год он получил место инспектора в Гатчинском лицее. Теперь Ушинский мог руководить другими преподавателями и вводить какие-то новшества. Он смог полностью изменить воспитательный процесс: теперь не было доносов и кляуз, учителей заставили отойти от сухого канцеляризма в преподавании. В результате количество «второгодников» в Гатчинском лицее сократилось в два раза.

Там же Константин Ушинский открыл для себя богатую библиотеку бывшего инспектора Гугеля с огромным собранием книг по педагогике. Ушинский погрузился в чтения и понял, что педагогика — его призвание. Целью ученого стало изменить педагогическую систему в России. Он начал писать статьи по педагогике. Публиковался по этой теме он до конца своей жизни. Самой известной статьей Ушинского стала «О пользе педагогической литературы». После ее опубликования к нему пришла популярность как к эксперту в области образования.

Смольный институт благородных девиц

Наиболее значительные практические изменения Ушинскому удалось совершить, когда его в 1859 году пригласили инспектором в Смольном институте благородных девиц. Взгляды Ушинского еще с молодости отличались либерализмом. В Смольном он перестал делить учениц на «благородных» и мещанского сословия. Предметы впервые начали преподаваться на русском — до этого их проходили на латинском и французском — значит, теперь в Институте могли учиться и те, кто не знал иностранных языков. Это был серьезный шаг к демократизации образования.

Впервые в Смольном педагогика появилась как предмет — до Ушинского считалось, что человек, обладая знаниями, априори может их передавать. Константин Ушинский открыл специальный педагогический класс, где обучал воспитанниц основам педагогики, если они захотят стать домашними учителями. Реформы Ушинского привели к тому, что после окончания института девицы получали квалификацию воспитателя. Продолжительность обучения увеличилась на два года — с семи до девяти лет.

Первые в России съезды и конференции педагогов также провел Ушинским. Он стремился не только улучшить качество обучения, но и выявить его основы, правила. Важным для Ушинского было и то, чтобы самому ученику было комфортно получать знания — и поэтому он боролся за их мелкие удобства. Например, в Смольном он разрешил девушкам уезжать на каникулы и на праздники домой — до этого Смольный институт был полностью закрытым учреждением. Однако с восторгом идеи Ушинского встретили не все — начальница института Мария Леонтьева обвинила его в вольнодумстве, и его отправили за границу под предлогом «изучения постановки там женского образования». За несколько лет Ушинский посетил Германию, Францию и Швейцарию, что потом прозвали «педагогической поездкой». Действительно, Ушинский очень много узнал о практике образования в Европе и многое из увиденного решил воплотить в России. Семья Ушинского, в которой к тому времени было пятеро детей, следовала за ним во всех поездках. Младшая ночь, Ольга, родилась в 1867 году уже за границей.

Вершина русской педагогики

За границей Ушинский напечатал свой главный труд — учебник «Родное слово» и учебник «Детский мир». В мире педагогической литературы это было революцией — до этого учебники писались сложным языком, а «Родное слово» стал первым учебником словесности для детей. Ушинский просто и с любовью рассказывал о родном языке, включал в учебник рассказы русских писателей. «Родное слово» был общедоступным учебником, и это обусловило его популярность. Вся Россия до 1917 года училась по пособию Ушинского. «Родное слово» выдержало 157 переизданий.

Учителя говорили, что «Родное слово» было написано в дружественном тоне, его было легко и понятно читать. Складывалось ощущение, что через учебник с учеником говорит сам Ушинский. Коллеги вспоминали, что он очень внимательно и уважительно слушал любого ученика, смотрел на него как на товарища, что и вызывало любовь к нему.

В 1860-е годы Ушинский начал писать рассказы для детей. Незамысловатые, про животных, природу или людей, они отличались грамотным использованием фольклора и просто усваиваемой моралью. Сейчас рассказы Ушинского часто читают в начальной школе в качестве дополнительного материала, из них берут предложения в учебники по русскому языку, на их основе составляют школьные диктанты.

Последние годы

Фундаментальным трудом Ушинского в его последние годы жизни стал учебник «Человек как предмет воспитания». Последние годы он провел в работе над ним, но так и не завершил. В 1870 году в семье Ушинских случилась катастрофа — умер старший сын Павел во время трагического случая на охоте. Оставаться в своем имении под Черниговом Ушинский больше не мог. Он купил дом в Киеве и перевез туда всю семью.

Летом он решил вместе с сыновьями уехать в Крым, чтобы подлечиться. По дороге Константин Ушинский простудился, и болезнь вызвала осложнения у ослабленного возрастом и горем педагога. В конце начале января 1871 года Ушинский скончался.

Дочери Ушинского продолжили его дело. Вера открыла в Киеве на свои средства мужское училище, которое назвала именем своего отца. Надежда на деньги, полученные от продажи сочинений отца, открыла сельскую школу, а самая младшая дочь, Ольга, стала художницей.

Автор: Алиса Ершова

Автор:Indicator.Ru