Гуманитарные науки6 мин.

Древнерусские кресты, западноевропейские монеты и «куршские» фибулы: первые результаты исследований поселения XI–XIII веков под Калининградом

Фибулы

© ИА РАН

Экспедиция Института археологии РАН исследовала поселение второй половины XI – первой половины XIII века на территории Калининградской области, которое существовало в «позднеязыческое время» – период между эпохой викингов и началом крестового похода в Пруссию Тевтонского ордена. Это первое поселение, археологические раскопки на котором показали, что племена пруссов задолго до принудительной христианизации имели устойчивые торговые и культурные связи с Древней Русью, уже принявшей в то время христианство. Об исследовании сообщает поступивший в редакцию пресс-релиз.

«Исследование селища Привольное-1 открывает новую главу в истории Калининградской области. Традиционно считается, что прусские племена до прихода на эту территорию Тевтонского ордена испытывали сильное влияние германских племен, в первую очередь скандинавов, с которыми их связывали матримониальные, торговые и культурные связи. Новые находки, причем в непотревоженном культурном слое поселения, указывают на взаимодействие жителей полуострова с Древней Русью. Дальнейшие раскопки помогут установить, какими были отношения между этими двумя географически удаленными территориями, и не исключено, что контакты между древними пруссами и Русью были более интенсивными, чем это представлялось ранее», – сказал руководитель раскопок, научный сотрудник ИА РАН Ярослав Прасолов.

Начало раскопок селища Привольное –1

© ИА РАН

В тени некрополей

Археологический памятник, получивший название «Селище Привольное-1», был открыт отрядом археологической экспедиции ИА РАН под руководством Константина Скворцова в 2016 году, во время археологических разведок в Зеленоградском районе Калининградской области. Археологи заложили шурфы, которые позволили определить границы селища, а также тщательно обследовали территорию памятника. Датировать поселение помогли обнаруженные в шурфах монеты: средневековые западноевропейские денарии, арабские дирхемы, и другие находки. Они показали, что поселение было обитаемым со второй половины XI по начало XIII века. В 2020 году памятник был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Калининградской области, и уже в 2021 году на селище были проведены первые полноценные археологические раскопки.

Селище Привольное-1 особенно интересно из-за двух особенностей памятника.

Первая заключается в том, что селища (неукрепленные поселения) – самая малоизученная категория археологических памятников Калининградского полуострова. Традиционно немецких археологов на Самбийском (с 1946 года – Калининградском) полуострове привлекали могильники с ярким погребальным инвентарем, и намного меньше – поселения, на которых, как правило, находок было мало. Как отмечают Ярослав Прасолов и Константин Скворцов, археология Калининградской области до 1945 года – это в основном археология некрополей. В советское и российское время ситуация несколько изменилась благодаря проведению охранных раскопок, связанных с масштабным строительством на полуострове. Но все равно поселения остаются «в тени», а значительная часть материалов по исследованным памятникам не опубликована в научных изданиях и доступна лишь в архивах.

Вторая особенность памятника – большое число находок, свидетельствующих о контактах местных жителей с Древней Русью. Ранее немногочисленные древнерусские артефакты на полуострове археологи находили, как правило, либо случайно, либо в погребениях. Именно высокая концентрация находок в непотревоженном археологическом слое поселения делают селище Привольное-1 уникальным прусским памятником «позднеязыческого времени».

«Мы впервые получили такое большое количество находок на поселении Калиниградского полуострова: только в 2021 году – более 300 индивидуальных находок на небольшой исследованной площади памятника (всего 100 из 27 тысяч квадратных метров). Возможно, это связано как с особенностями самого поселения, так и с его судьбой: мы не исключаем, что оно было разрушено врагами, и жители покинули его. Поселение существовало в сложное и недостаточно изученное время, когда заканчивалась эпоха викингов, влияние скандинавов в регионе ослабло, образовывались новые военно-политические союзы и менялись социальные связи. Реконструировать судьбу поселения мы сможем лишь при последующих раскопках, когда мы расширим площадь поиска. Такое академическое, не «зажатое» в рамки коммерческого строительного проекта, исследование памятника внесет свой вклад в наше понимание структуры и особенностей средневековых поселений пруссов», – пояснил Константин Скворцов.

Сверху: свинцовые пломбы «дрогичинского» типа, находки 2016 и 2021 г. Внизу: свинцовая вислая княжеская печать, находка 2016 г.

© ИА РАН

Русское влияние

Поселение расположено недалеко от северного побережья Калиниградского полуострова, на исторической территории прусских племен. Об этом же свидетельствуют находки из бронзы и серебра: так называемые «куршские» фибулы, пряжки и поясные накладки, фрагменты «поясных» крючков с традиционным для пруссов пуансонным орнаментом, крестопрорезные подвески-бубенчики, разнообразныне перстни и другие артефакты.

Еще в XVIII веке историки писали о возможной связи прусских земель и Великого Новгорода: об этом свидетельствовало существование Прусской улицы, одной из древнейших улиц города, упоминаемой в Новгородской летописи. При этом материальных свидетельств, подтверждающих контакты между прусскими племенами и Древней Русью, на территории Калининградской области найдено очень мало. Исследование на селище Привольное-1 впервые показало, что между племенами пруссов, населявших Самбию, и древнерусскими городами могли существовать прочные культурные и торговые связи.

В 2016 году археологи обнаружили здесь предметы, характерные для материальной культуры Древней Руси: бронзовую матрицу для изготовления серебряных криновидных подвесок, фрагмент бронзового нательного крестика конца XI – первой половины XII века. Самой неожиданной находкой стала вислая свинцовая печать псковского и новгородского князя Всеволода Мстиславовича (около 1095–1138 гг.): такой печатью заверяли документы, она указывала как на высокий статус владельца грамоты, так и на особую природу его отношений с древнерусским государством, очевидно выходивших за рамки товарно-денежного обмена.

Находки 2021 года полностью подтвердили предварительные выводы. О торговых связях с городами Древней Руси говорят найденные пломбы «дрогичинского» типа, получившие свое название по месту обнаружения на Дрогичинском городище над рекой Буг. Эти пломбы были широко распространены по всей территории Древней Руси. Предполагается, что они могли использоваться для заверения документов торгового и частного характера, служить торговыми ярлыками, а также применяться для товарно-денежного обращения в безмонетный период.

Еще одно свидетельство контактов с Древней Русью – найденные на поселении овручские пряслица. Они выточены из розового и красного камня – шифера (пирофиллитового сланца), который добывали в X–XIII веках в единственном в Европе месторождении у города Овруч. Производство пряслиц было рассчитано на широкий сбыт и прекратилось в XIII веке после разорения овручских мастерских монгольскими захватчиками. По одной из версий, овручские шиферные пряслица могли кроме своей непосредственной функции (служить грузом на веретене) использоваться и в качестве денег для мелких платежей.

Яркой находкой, говорящей о взаимодействии жителей поселения с Древней Русью, стали фрагменты двух крестов, один их которых украшен эмалью: первый фрагмент был обнаружен в 2016 году, фрагмент второго – в 2021 году. Подобные находки также встречаются в странах Балтии и Польши, но их источник – Древняя Русь. Эти находки особенно любопытны, если учесть, что массовая (и преимущественно принудительная) христианизация пруссов началась намного позднее, с середины XIII века, при завоевании этих земель Тевтонским орденом.

«Кресты могли быть как экзотическим украшением, так и свидетельством принятия христианства, религиозным символом. Вторая версия особенно интересна, потому что предполагает присутствие на поселении православных пруссов, которые приняли христианство за несколько десятков лет до начала крестоносной экспансии. Сейчас мы не можем это однозначно утверджать, но, если мы найдем могильник, который бы относился к данному поселению, то, возможно, по особенностям погребального обряда сможем понять, представители каких племен и этносов жили на этом поселении, каких они придерживались верований и были ли среди них христиане», – отметил Ярослав Прасолов.

Слева направо: подвеска из деформированного спирального кольца, изделия из рога: 1, 2 — пряслица, 3 — фрагменты гребня.

© ИА РАН

Торговцы и кузнецы

Кроме торговли, жители поселения занимались изготовлением различных предметов из цветных металлов. Об этом свидетельствуют найденные производственные матрицы, многочисленные медные оплавки, свернутые в трубочки бронзовые полоски и пластины, заготовки изделий и фрагменты украшений со следами вторичной обработки. Об этом же говорят находки серебряных и бронзовых изделий III–IV веков, которые, вероятнее всего, были добыты из погребений и использовались жителями селища как источники ценных металлов. Большое количество предметов из железа: серпов, ножей, инструментов, крупных кованых гвоздей, «ладейных» заклепок, а также их заготовок позволяет предположить, что в поселении была кузница.

Кроме того, на селище были найдены камни-оселки на разных стадиях изготовления, начиная от грубо обработанных сланцевых пластин до готовых изделий с отшлифованной поверхностью: вероятно, в древности здесь работали мастера, производившие эти предметы.