Древние жители современного Краснодарского края изготавливали пять типов остроконечных каменных орудий
Археологи описали пять типов каменных орудий остроконечной формы, которыми 80–40 тысяч лет назад пользовались неандертальцы, населявшие Мезмайскую пещеру на юге Краснодарского края (на Северо-Западном Кавказе). Авторы провели статистический сравнительный анализ этих групп, который показал значимые отличия между ними. Орудия различаются не только пропорциями, но и степенью обработки и симметрией, и могли использоваться для разных целей: в качестве охотничьего вооружения — наконечников копий, а также в быту — как скребки и ножи. Работа помогает лучше понять, как древние люди обрабатывали камень и какие виды инструментов использовали в быту и для охоты. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Lithic Technology.
Мезмайская пещера на Северо-Западном Кавказе — ценный археологический памятник, поскольку в ней 80–40 тысяч лет назад обитали неандертальцы, и ученые находят здесь многочисленные артефакты, оставленные древними людьми. Каменные орудия труда и охоты, украшения, кости животных позволяют исследователям изучить образ жизни неандертальцев, а также проследить развитие культуры и технологий обработки камня.
Археологические находки в Мезмайской пещере указывают на то, что ее древние обитатели принадлежали к микокской культурной традиции, которая была распространена в центральной и восточной Европе. Для микокской культуры характерно изготовление конвергентных орудий — таких каменных инструментов, у которых боковые грани сходятся в одной точке, так что получается остроконечная форма, близкая к треугольнику. К ним относятся небольшие широкие рубильца, листовидные наконечники, угловатые скребла и остроконечники.
Ученые из АНО «Лаборатория доистории» (Санкт-Петербург) и Музея антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) (Санкт-Петербург) исследовали конвергентные орудия в Мезмайской пещере, чтобы понять, с чем связано разнообразие форм этих инструментов. Авторы проанализировали размеры и форму 188 артефактов, обнаруженных при раскопках 1987–1997, 2001, 2003, 2008 и 2011 годов. Затем, опираясь на размеры, тип симметрии, пропорции орудий, а также тип обработки их краев, археологи разделили все инструменты на пять групп.
В первую группу вошли короткие симметричные орудия, у которых длина почти равнялась ширине, а обе боковые грани были отретушированы (подправлены мелкими сколами).
Инструменты второй группы имели более удлиненную форму — их длина более чем в 1,5 раза превышала ширину. Края таких инструментов также симметрично сходились к заостренному концу и были отретушированы. Авторы отмечают, что некоторые артефакты, отнесенные к этой группе, похожи на широкие треугольные небольшие рубильца, типичные для микокских стоянок центральной и восточной Европы.
Инструменты, длина которых более чем в два раза превышала ширину, ученые отнесли к третьей группе. Края таких изделий были отретушированы. По пропорциям орудия четвертой группы практически не отличались от артефактов третьей группы, но их края были хуже обработаны. Исследователи полагают, что эти остроконечные инструменты создавались древними людьми в качестве наконечников охотничьего вооружения для кратковременного (возможно, одноразового) использования при охоте.
В последнюю, пятую группу вошли самые короткие асимметричные орудия, края которых хотя и были отретушированы, но по-разному. Один край напоминал острую режущую поверхность, тогда как другой, наоборот, был притуплен. Такая разнотипная обработка может говорить о том, что эти инструменты выполняли какую-то отличную от всех остальных описанных орудий функцию. Возможно, они служили ножами, скреблами или скребками в хозяйственной деятельности. Для точного определения их функции необходимо подробно исследовать следы, оставшиеся на поверхности инструментов в процессе использования.
«Полученные нами данные в целом позволяют лучше понять, каким был инструментарий древних людей, как оформлялись орудия, как происходило видоизменение изделий в пределах разных форм. Впервые для этих материалов проведен сравнительный анализ по ряду признаков, который показал, что отличия, наблюдаемые ранее только на основе визуальных характеристик, не случайны, а группы орудий отличаются на статистически значимом уровне. К сожалению, изучить следы использования на поверхности орудий не всегда возможно, поскольку они не всегда сохраняются. В этом плане уникальная для среднего палеолита сохранность изделий в Мезмайской пещере позволяет проводить разные виды анализов и получать новые данные о форме и функции изделий, которые потом могут адаптироваться для реконструкции материалов других памятников», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Любовь Голованова, главный научный сотрудник АНО «Лаборатория доистории».