Фанагория: Россия античная и средневековая
Игральная кость
© Фонд Олега Дерипаска «Вольное дело»
540 год до нашей эры. Свободолюбивые греки под предводительством храброго Фанагора поспешно отплывают из города Теоса, что в области Иония (современная Турция). Бегут, разумеется, не от хорошей жизни — все больше греческих полисов оказываются под властью персов, которые находятся в тот момент на пике своей военной активности.
Переселенцы нашли приют на Тамани, области богатой зерном, пусть и бедной на строительные материалы, где и основали новый город, назвав его в честь своего полулегендарного предводителя. Окончательно расстаться с ненавистными персами у греков, видимо, так и не получилось — в Фанагории археологи нашли обломок мраморной стелы с надписью клинописью на древнеперсидском с упоминанием Дария, что дает указание на присутствие представителей этой восточной цивилизации непосредственно в Причерноморье. Эта стела - едва ли не единственный артефакт за пределами известных на тот момент границ Персидской державы, но точные обстоятельства ее появления пока остаются загадкой.
Греческий полис, как и многие другие, разрастался, и жил своей неторопливой, но отнюдь не всегда спокойной жизнью, сначала — как независимое поселение, а потом — как часть, или, скорее, как вторая столица, богатого и могущественного Боспорского царства, возглавляемого Пантикапеем (современная Керчь). В эпоху расцвета число жителей Фанагории, по подсчетам ученых, могло достигать 10 тысяч человек — такие выкладки можно сделать с учетом того, что «жилплощадь» греков составляла около половины или даже двух третей территории полиса. По тем временам довольно большое поселение. Жители активно занимались торговлей. Множество самых разнообразных амфор было найдено при раскопках. При этом часть города ушла под воду в силу колебаний уровня воды — именно там в 2011 году амфоры обнаружил президент России Владимир Путин.
В городе почитали Афродиту Уранию — по одной из версий археологов именно ее вотивную статуэтку обнаружили в руинах античного храма. Артефакты повседневной жизни тоже попали в руки археологов, например, можно легко представить, как греки играли в традиционные кости- на одной из которых мы видим ругательную надпись в виде не очень лицеприятного комплимента о мужеподобности некой девушки.
Не чурались «приворотов» и амулетов, прогоняющих зло — ученые совсем недавно нашли золотую пластину IV века нашей эры, и, по аналогии с египетскими артефактами, предположили, что речь идет именно о популярном во все времена искусстве колдовства. К приворотным материалам прилагались инструкции детально уточняющие, что, чем и на чем писать, чтобы пожелания сбылись. Наверняка при этом дело не обходилось без помощи античных колдунов и экстрасенсов. Считалось, что для исполнения желания пластина должна быть из определенного металла — золота, серебра, бронзы или свинца. Текст следовало выцарапывать особым предметом — например, гвоздем из затонувшего корабля. Обычно заговор представлял собой непереводимые формулы, но встречаются и прямые обращения к богам: «Сделайте так, чтобы (имя) полюбил меня». Нашли археологи и пластину с «проклятием» с двумя мужскими именами. По их версии, житель древнегреческого полиса написал на ней имена своих недоброжелателей, пожелав им бед и неудач. Такие проклятия обычно бросали в колодцы или закапывали в свежие могилы.
Пластина с таинственными знаками, предположительно с заговором на приворот.
© Фонд "Вольное дело"
Специалисты по эпиграфике нашли и уникальные надгробия, надписи на которых угрожают потенциальному осквернителю могилы баснословными штрафами, что должно было охладить пыл гробокопателей и искателей легкой наживы. Помогали ли такие виртуальные штрафы и можно ли было отследить воришек, нам неизвестно. На Некрополе находили и богатые могилы воинов, с золотыми предметами вооружением, сейчас специалисты из Фанагории помогают изучать и другие курганы с похожими захоронениями, расположенные около современного Краснодара. Ученые предполагают, что в те времена могли иметь место династические браки — так, например, известный непримиримый противник Рима Митридат мог отдавать дочерей замуж в соседние полисы.
Постепенно процветающий город стал приходить в упадок. Своеобразной лакмусовой бумажкой этого процесса стала инфляция и обесценивание денег, в том числе в связи с растущим налогообложением жителей.
Сначала в золотые монеты высочайшей пробы стали подмешивать серебро, а потом в серебряные — медь. Стали чаще появляться и грубые фальшивки — деньги обесценились, и никто не утруждал себя проверкой огромной массы монет.
Надо заметить, что Фанагория чеканила собственную монету в V в до нашей эры и II-I вв до н.э. Встречаются на ее территории и зарубежные «гости» — монеты из Византии, арабские и древнерусские деньги — по ним можно проследить торговые пути фанагорийцев и их международные связи.
Интересны обстоятельства обнаружения денег — так, например, на фанагорийском некрополе был найден довольно внушительный клад боспорских серебряных и медных монет III-IV века нашей эры, надежно запрятанный владельцем, который, однако, так и не вернулся за ним, в силу, вероятно, трагических обстоятельств. Ученые нашли и кошельки с монетами, не исключено, что их владельцы, бросили свое имущество, бежав от нашествия варваров и пожара в попытке спасти жизни. Нумизматы изучают не только монеты: к числу интереснейших находок относят свинцовые тессеры — это своеобразные «билеты» в театр и на празднества, которые иногда служили и «продуктовыми карточками», возможно, для привилегированных жреческих слоев населения.
Фанагорийский клад
© Фонд "Вольное дело"
С переходом в Средневековье (большинство историков связывают эту дату с захватом Рима варварами) и появлением Византии, в IV веке уже нашей эры город продолжал существовать, и, более того, захватил лидерство в регионе — у Фанагории была собственная епископская кафедра уже в начале VI века. А епископ участвовал в Константинопольском соборе! Неудивительно, что среди новых находок Фанагорийской экспедиции встречаются и артефакты, связанные с христианскими обрядами. К ним относится апотропей (оберег) IX-X веков н.э. — известняковый камень с надписью, в которой три жителя Фанагории возносят молитву: «Господи, сохрани рабов Божьих от зависти, наговоров и колдовства». Еще одна примечательная находка — свинцовый крест IX-XII веков н.э., который использовали как амулет для защиты товаров во время морских путешествий. Из новых находок — мраморная купель (по одной из традиций, купель ставили в здании неподалеку от храма, чтобы входить в храм могли только крещеные люди), сигмовидный стол для подношений с 12 углублениями (вызывает ассоциации с Тайной Вечерью) и бронзовый крест на лампаду.
Сигмовидный стол
© Фонд "Вольное дело"
Теперь одна из главных интриг и амбициозных задач для археологов состоит в том, чтобы отыскать тот самый уникальный кафедральный собор. Пока ученым удалось раскопать синагогу, существование которой дает наглядное представление о Фанагории того времени как о мультикультурном городе. В конце VII века Фанагория входит в состав Хазарского каганата, а официальный «конец» истории города приходится на IX век, когда люди покидают город, вероятно, из-за вражеского нашествия. Активные археологические и научные изыскания в Фанагории с 2004 ведутся при поддержке фонда «Вольное дело» Олега Дерипаска. А сама история организованных археологических раскопок в этом месте берет свое начало в 1936 году, и в следующем году Фанагория будет отмечать 90 — летний юбилей этого события.
Автор: Ольга Алексеева
Редакция благодарит Фонд «Вольное дело» Олега Дерипаска и следующих сотрудников за организацию посещения музея-заповедника:
Владимир Кузнецов, доктор исторических наук, директор музея-заповедника «Фанагория» и руководитель Фанагорийской экспедиции Института археологии РАН
Сергей Остапенко, кандидат исторических наук, первый заместитель директора музея-заповедника «Фанагория»
Валерия Митина, учёный секретарь музея-заповедника «Фанагория»
Мария Чашук, главный хранитель фондов музея-заповедника «Фанагория»
Михаил Абрамзон, доктор исторических наук, старший научный сотрудник музея-заповедника «Фанагория»
Елизавета Гордиенко, младший научный сотрудник музея-заповедника «Фанагория»
Анастасия Кравченко, художник-реставратор III категории музея-заповедника «Фанагория»