Российские древности: храм Федора Стратилата на Ручью
Как церковь объединила простого солдата и военачальника, какой практической цели служили новгородские храмы и что объединяет фрески Федоровского храма с творениями Феофана Грека, рассказываем в новом выпуске рубрики «Российские древности».
Как вы помните, Новгород Великий делится рекой Волхов на две части: на Торговую и Софийскую стороны. На Торговой стороне Великого Новгорода есть улица со странным названием «Федоровский ручей». На ней, приблизительно в полукилометре от Волхова, стоит удивительно гармоничная церковь имени святого воина Федора, один из шедевров древнерусского зодчества XIV века. Впрочем, когда она была построена, был и ручей, и улица называлась по-другому.
Два Федора в святцах
Православие знает двух святых воинов Федоров. Один из них был военачальником в Гераклее, победил змея (не только Георгий этим славен) и был обезглавлен в 319 году за проповедь христианства (а заодно и за вандализм: он разрушил золотые статуи античных богов как языческих и раздал их обломки нищим). Второй — Федор Тирон, то есть простой воин-рекрут. После того как этот святой отказался приносить жертвы языческим богам, его попросили крепко подумать. Поразмыслив, Федор Тирон сжег храм Кибелы, за что был сожжен на костре в 306 году.
Два храма на Ручью
Что любопытно, первый храм на этом месте построили еще в домонгольское время. Некий Воигост поставил здесь храм еще в 1115 году. «В лето 6623… заложи Воигость церковь святого Федора Тирона, априля въ 28». Как видите, несмотря на то, что Воигост — явный благочестивый христианин, тем не менее его называют нехристианским, языческим именем. Хотя крестильное имя у него, конечно же, было.
Возможно, этой постройке удалось простоять целых два века, поскольку мы достоверно знаем, что в 1329 году здесь некий федоровский храм сгорел во время большого пожара. А может, и не сгорел, а у нее пожар остановился, ибо летопись говорит: «Загореся Ондрешков двор в Плотниках (так назывался этот район города, — прим. Indicator.Ru) и погоре и до Федора Святого».
Прошло еще ровно три десятка лет. В Новгородской Второй летописи читаем: «Въ лето 6869 (1360)… Семион Андреевич с материю своею боголюбивою Натальею заложиша церковь камену святый Феодор на Федорове улице». Годом спустя: «Створиша церковь камяну святый Феодор на Федорове улице». Этот храм уже получил имя Федора-военачальника, Федора Стратилата. Видно, фигура военачальника была более близка Семену Андреевичу, вхожему в высшие круги новгородского управления, чем фигура простого воина.
В те годы жизнь Новгородской республики находилась в периоде «стабильности», богатые граждане богатели еще больше. И не забывали о духовном. Они с удовольствием заказывали каменные храмы на своих улицах (параллельно храм служил и несгораемым сейфом на случай пожара), менее состоятельные жители соседних усадеб тоже скидывались, и в результате возник особый, «уличанский» жанр храмов, не очень больших, уютных и очень красивых. Новгород считался республикой, но, как вы понимаете, новгородское вече было не совсем похоже на афинскую демократию.
Роспись
Фрески храма не менее выдающиеся, чем само здание. Кто их автор, достоверно неизвестно. Скорее всего, руководил бригадой греческий мастер. На стенах сохранились надписи на греческом языке, безупречные по орфографии и с великолепным владением каллиграфией. Кроме того, практически в это же время всего в километре от Федоровского храма выдающуюся церковь Спаса на Ильине улице расписывал великий Феофан Грек. Но о ней мы расскажем в следующем выпуске наших «древностей».
Любопытно, что жития обоих Федоров представлены в росписи одинаково. Более того, эпизоды жизни как Феодора Тирона, так и Феодора Стратилата расположены прямо на одной стене. Так и соединились в одном храме два святых — простой рекрут и военачальник.