Гуманитарные науки

Российские древности: храм Успения на Волотовом поле

Самые экспрессивные фрески Древней Руси возрождаются

Храм на Волотовом поле, 2004

© Алексей Паевский

О храме, чьи фрески сравнивали с фресками Феофана Грека, который последовательно сжигали сами строители, шведы, немецкие войска, но который тем не менее восстанавливают, причем на деньги союза, в который некогда входил Новгород. Наш сегодняшний выпуск «Российских древностей» — о храме Успения на Волотовом поле.

О храме, чьи фрески сравнивали с фресками Феофана Грека, который последовательно сжигали сами строители, шведы, немецкие войска, но который тем не менее восстанавливают, причем на деньги союза, в который некогда входил Новгород. Наш сегодняшний выпуск «Российских древностей» — о храме Успения на Волотовом поле.

В прошлом выпуске «Российских древностей» мы рассказали вам о возрожденном новгородском храме XIV века, встречающем въезжающих в Новгород из Москвы. Этот храм видно слева от дороги. А справа, если быть внимательным, можно увидеть храм, построенный семью годами позже, с почти идентичной судьбой: церковь Успения на Волотовом поле.

Это странное слово — «Волотово»

Название «Волотово» или «Волотово поле» гораздо древнее стоящего здесь храма. Что оно означает, точно неизвестно, существует несколько толкований этого названия. В древних хронографах так назывались мифические великаны и первые старейшины рода человеческого. А поскольку рядом с храмом был курган, который новгородское предание связывало с могилой первого новгородского посадника Гостомысла, а рядом будто бы хоронили вельмож и богатырей, то и все место стали называть «Волотово поле». Такое объяснение приводит митрополит Евгений (Болховитинов) в своих «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода», вышедших в 1808 году. Другая версия упоминает имя любимого в Новгороде Велеса (Волоса) — в самом городе Волосова улица до сих пор есть. Также есть толкование о том, что раньше волотами называлось племя чудь. Но, вероятнее всего, здесь было личное владение человека с дохристианским именем Волот.

Храм в 1880-х годах

© Wikimedia Commons

«В лето 6860-е»

Построили храм в 1352 году, через семь лет после храма на Ковалеве: «постави владыка Моиси церковь камену во имя святыя Богородица Успения на Волотове». Впрочем, давайте сделаем паузу и уточним. На самом деле, конечно, храм построен «в лето 6860-е», поскольку в то время года считали не от Рождества Христова, а, как и поныне принято в православной церкви, от сотворения мира. Новгородская первая летопись, откуда мы взяли цитату, ведет мартовский стиль счисления, и «лето 6860-е» означает промежуток с 1 марта 1352 год по 1 марта 1353 года в переводе на наш календарь. Но, конечно же, храм был построен в теплое время, да и освящен на Успение, поэтому мы можем утверждать, что год постройки —1352-й.

Реконструкция облика церкви на 1363 год

© Л.Е. Красноречьев

Итак, в Новгородской первой летописи мы читаем, что храм поставлен по велению новгородского архиепископа Моисея — одной из самых влиятельных политических фигур в городе. Судя по всему, с самого основания храм был монастырским. Вывод об этом можно сделать из следующего упоминания его в летописи. Десятью годами позже к нему пристроили северный притвор и западную паперть. В 1363 году храм расписали и сообщили, что роспись велась «в Моисееве монастыри». Роспись заказывал уже другой новгородский владыка, Алексей, поскольку Моисей в 1362 году умер. При этом на стене храма изобразили архиепископа Моисея с моделью храма в руке (достаточно традиционная ктиторская фреска, начиная еще с киевской Софии).

Архангел Михаил. Фото 1910 года

© Леонид Мацулевич

Это были потрясающие по своей выразительности росписи. Кто говорит, что православные фрески слишком скучны и спокойны? Отправляйтесь смотреть волотовский храм. Хорошо, что еще в 1910 году храм обследовал и отснял, в том числе и в цвете, молодой искусствовед и фотограф Императорской археологической комиссии Леонид Мацулевич, ставший потом прекрасным археологом и историком (1886-1959). Поэтому мы и сейчас, не дожидаясь окончания реставрации фресок, можем увидеть, какими они были. Достаточно открыть книгу Герольда Вздорнова «Волотово». Автору текста кажется, что это совсем не хуже знаменитых фресок Феофана Грека, созданных несколько позже.

Леонид Мацулевич

© Public Domain

Надо сказать, что до Великой Отечественной войны монастырь разорялся дважды. В 1386 году его сожгли сами новгородцы, ожидавшие наступления войска Дмитрия Донского. Затем монастырь отстроили. Точно известно, что в 1528 году в нем был введен «общежительный устав», при котором монахи не имели собственности, а в 1529 году здесь освятили деревянный храм св. Онуфрия. В начале XVII века монастырь разорили шведы.

Схема росписей Волотова

© Public Domain

Гибель и возрождение

А дальше все как и со Спасом на Ковалеве: война, линия фронта, прямые попадания снарядов, высота руин — полтора метра. В 1955 году началась разборка завалов снаружи здания. Затем над руинами возвели временную крышу и почти на 40 лет оставили развалины в покое. С 1993 по 2001 год реставраторы наконец начали работать внутри руин. Разбирались завалы, послойно выбирались фрагменты фресок. 5 июня 2001 года между министерствами культуры России и Германии было заключено удивительное соглашение: в память о вине гитлеровской Германии Германия современная восстановит Волотовскую церковь.

Законсервированные руины храма

© Public Domain

И с июля 2001 по август 2003 года реставраторы на немецкие деньги (союза городов Ганзы, в которую входил некогда вольный Новгород) собрали храм заново. А что же фрески? Работы с фресками начались уже в 1993 году, в 2003 году в спецмастерскую «Фреска» поступило 1 миллион 700 тысяч фрагментов. Хорошо, что полная схема росписи была в распоряжении реставраторов, это «ускорило» дело: уже в 2008 году первая фреска, «мученик Прокопий с орнаментом», и две неизвестные мученицы вернулись в храм. В 2009 году вернулась фреска «Сон Иакова», в 2010 — еще четыре квадратных метра, «Архангел Михаил» и «Пророк Захария».

Работы продолжаются.