Гуманитарные науки

Информацию выучить легче, если ее написать

© Philippe Lissac /GODONG/www.globallookpress.com

Ученые из Университета Тафтса доказали, что запоминание информации методом воспроизведения эффективнее, чем методом «зубрежки»

Ученые из Университета Тафтса доказали, что запоминание информации методом воспроизведения эффективнее, чем методом «зубрежки». Результаты их работы опубликованы в высокорейтинговом журнале Science.

В эксперименте принимало участие 120 студентов. Им предлагалось запомнить набор из 30 картинок и 30 слов. Они высвечивались на экране компьютера по одной и менялись каждые несколько секунд. Одна группа перечитывала и пересматривала эти слова и изображения, пытаясь их запомнить, — использовался метод изучения. Другой же группе предложили напечатать данное слово или описать изображение в течение десяти секунд, то есть использовать метод воспроизведения.

Через сутки после этого группы разделили и поместили по одной подгруппе в неожиданную для них стрессовую ситуацию: студентам нужно было сымпровизировать речь и решить математические задачи перед двумя судьями, тремя ровесниками и видеокамерой. Также студенты прошли два теста на память, где они должны были вспомнить слова и картинки. Тесты проводились за 20 минут до выступления и во время него, чтобы определить реакцию процессов, отвечающих за память, на неожиданные стрессовые условия. Другие подгруппы проходили тест также два раза, однако при запланированном задании, не вызывающем стресс.

В результате студенты, которые использовали метод воспроизведения и выступали перед людьми, смогли вспомнить в среднем по 11 предметов из каждой категории в 30 слов и 30 картинок. При этом «зубрившие» студенты в этих же условиях вспомнили только по семь предметов. В спокойных условиях студенты, учившие с помощью метода воспроизведения, вспомнили по десять картинок, а те, кто использовал метод изучения, — меньше девяти.

«Это исследование не последнее в описании воздействия метода воспроизведения на память в стрессовых условиях, но его результаты могут быть применены на любом, кому нужно воспроизвести информацию в стрессовой ситуации», — сказала Айана Томас, руководитель исследования.