Гуманитарные науки

История науки: рассказ о потерянном времени

В 2011 году в Самоа не было 30 декабря

© Dafne Cholet/Flickr

О том, как по воле властей почти 800 человек остались без дня рождения, может ли лишнее 4 июля заменить 30 декабря, и о других странностях календарей Indicator.Ru рассказывает в ежедневной рубрике «История науки»

О том, как по воле властей почти 800 человек остались без дня рождения, может ли лишнее 4 июля заменить 30 декабря, и о других странностях календарей Indicator.Ru рассказывает в ежедневной рубрике «История науки».

Обычно в нашей рубрике речь заходит о событиях, которые произошли в какой-то день. Сегодня — особый случай. Пять лет назад государство Самоа, расположенное в Тихом океане, сменило часовой пояс. И не на час, не на два, а на сутки.

Самоа находится вблизи линии перемены дат, точнее, в 8-9° к востоку от нее. Из-за такой близости возникает возможность определять положение страны на карте часовых поясов волевым решением правительства. Что и произошло в 2011 году. Тогда после 23:59:59 29 декабря наступило 00:00:00 31-го. 700 с лишним человек остались без дня рождения.

Причины этого решения прозаичны: страна активно торгует с Австралией и Новой Зеландией, от которых ее отделяли почти сутки. В результате, когда в Самоа наступала пятница, в Австралии уже были выходные, а когда отдыхали самоанцы, в Австралии уже работали. Время терялось, вести дела было неудобно. Смена часового пояса сократила разницу во времени с Сиднеем и Веллингтоном с 21 и 23 часов до трех и одного часа соответственно.

Самоа не в первый раз пересекает линию перемены дат. В 1892 году с той же целью, облегчить деловые контакты, страну перенесли в противоположном направлении, поближе к США. Этот «переезд» дал самоанцам два 4 июля подряд.

На случившееся в 2011 году в Самоа похожа «пропажа», которая произошла в Европе при введении григорианского календаря. В 1582 году в нескольких католических странах: Италии, Испании, Речи Посполитой, Португалии — не было дней с 4 по 15 октября. Другие государства Европы и их колонии переходили на новый календарь постепенно, в течение XVI-XX веков. Больше всего в этом плане не повезло жителям Бельгии и Голландии: из-за смены календарей в 1583 году они остались без Рождества.

А вот в Швеции однажды было 30 февраля. В 1700 году эта страна начала переходить на григорианский календарь, но не одномоментно, как другие страны, а постепенно: в течение 40 лет отменялись високосные года. Однако уже в 1711 году король Карл XII решил отказаться от принятого ранее решения и в следующем году восполнить потерянные два дня, прибавив их к февралю.

Советская Россия, как известно, сменила календарь в 1918 году, и дни с 31 января по 14 февраля «пропали». Русская православная церковь перешла было на новоюлианский календарь в 1923 году, но не прошло и месяца, как решение отменили. Так и получилось, что церковь и государство живут по разным календарям, а Новый год приходится на рождественский пост (и помните, у Пастернака: «Не оглянешься и святки. Только промежуток краткий, смотришь, там и Новый год»).

До 1918 года в России использовался юлианский календарь. Его своим указом от 20 декабря 1699 года ввел Петр I. Еще раньше, до Петра, пользовались византийским календарем. Он почти совпадал в юлианским, только год начинался 1 сентября, а время отсчитывалось от сотворения мира, дату которого традиционно отсчитывали от 5509 года до н.э. Так что по указу Петра после 31 декабря 7208 года наступило 1 января 1700-го. В результате в 7208 году Новый год отметили дважды — 1 сентября и в ночь с 31 декабря.