Гуманитарные науки

История науки: пятна Роршаха

132 года назад родился автор знаменитого психологического теста

Герман Роршах, фотография 1910 года

© Public Domain

8 ноября 1884 года родился швейцарский психиатр и психоаналитик, автор одного из личностных тестов Герман Роршах. У большинства людей, слышавших когда-либо фамилию Роршах, она ассоциируется с тестом и пятнами. Правильная ли это связь? Сам автор теста ответил бы, что, когда дело касается ассоциаций, правильного ответа нет

8 ноября 1884 года родился швейцарский психиатр и психоаналитик, автор одного из самых известных личностных тестов Герман Роршах. У большинства людей, слышавших когда-либо фамилию Роршах, она ассоциируется с тестом и пятнами. Правильная ли это связь? Сам автор теста ответил бы, что, когда дело касается ассоциаций, правильного ответа нет.

Изучение биографии Роршаха так или иначе приводит к мысли, что вся его недолгая жизнь (а прожил он всего 37 лет) крутилась вокруг его странных рисунков.

Отец Германа был учителем рисования, который поощрял в сыне увлечение искусством. Да так, что тот немало раздумывал, с чем связать свою судьбу — с наукой или живописью. Однако, прежде чем сделать такой выбор, нужно было закончить школу. Герман учился прилежно и не хулиганил. Зато очень любил популярное среди детей того времени развлечение — вылить немного чернил на бумагу так, чтобы получилась клякса. А можно еще сложить лист пополам, тогда выйдет причудливое симметричное пятно. (Что-то напоминает, правда?) За это увлечение при вступлении в студенческий союз (аналог современных американских студенческих братств) Герману торжественно присвоили прозвище «Клякса». Однако для того чтобы найденная форма теста получила содержание в виде методики толкования результатов, должны были пройти годы. Герман изучал медицину в Цюрихе, во время учебы познакомился с представителями русской общины этого города и даже съездил ненадолго в Россию. Пока он учился в Цюрихе, произошло и еще одно важное для его истории событие — распространение в университетской среде учения Зигмунда Фрейда, психоанализа. Идеи знаменитого венца оказали на юношу большое воздействие. Многие свои труды Роршах посвятил изучению бессознательного.

После окончания университета Герман поступил на службу в психиатрическую лечебницу, работа в которой дала ему много пищи для размышлений. Там же он готовил свою диссертацию — «О рефлекторных галлюцинациях и родственных им явлениях». Примерно в этот период появляется и свидетельство того, что Роршах берется за разработку своих знаменитых тестов. Об этом он рассказал своему другу, учителю, жившему неподалеку. Герман объявил, что опробовал новый метод на своих пациентах, и друг предложил попробовать дать тест его ученикам. Роршах пытался найти связь между тем, как школьники проходили тест, и тем, насколько талантливыми они считались. Вероятно, удовлетворивших его результатов Роршах не получил, потому что вскоре эти эксперименты были заброшены.

G ambrus/Wikimedia Commons

© Один из знаменитых тестов Роршаха

Проработав в клинике четыре года, Герман отправился, как давно и собирался, в Россию. Здесь он надеялся построить хорошую карьеру. Однако, прожив несколько месяцев при подмосковном санатории, в котором он работал, Роршах возвратился в Швейцарию. Снова стал работать в клинике и продолжил исследования. Теперь его внимание привлекли лидеры религиозных сект и их последователи: какими личностными качествами обладают «пророки», а какими — люди, верящие им.

Вскоре он бросил эту тему и вернулся к уже почти забытым чернильным пятнам. Тест был описан в работе «Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии». В ней были опубликованы и известные десять таблиц с пятнами, в которых предлагается находить образы. Уже после выхода работы в свет Роршах оценил некоторые ее положения как устаревшие. Коллеги и последователи могли надеяться на усовершенствование техники автором, однако напрасно: Роршах скончался через несколько месяцев после опубликования «Психодиагностики».

Тест Роршаха получил значительное распространение, особенно в 1940-50-е годы, но однозначного признания метод так и не получил. Среди его слабых сторон нередко называют отсутствие четко проработанных критериев оценки ответов и субъективизм, что, впрочем, является общей проблемой проективных методов. Споры о применимости теста Роршаха, его преимуществах и недостатках не утихают и сегодня.