К 300-летию РАН. По всей России: региональные отделения
Если создание Академии наук в 1724 году Петром Первым было неким движением в сторону Запада, очередным «окном в Европу» (хотя и с оговорками, что ни европейская Академия, ни европейский Университет не смогут решить задачи продвижения науки в России), то сама Академия с самого своего создания помогала задачам движения России на Восток. Уже в 1733 году, например, началась Великая Северная экспедиция, проводившаяся семью самостоятельными отрядами, одним из которых был академический отряд Людовика Делиля, Иоганна Гмелина и Герхгарда Миллера.
Примерно те же задачи встали перед российской наукой ровно две сотни лет спустя: индустриализация потребовала активного освоения недр, строительства и создания новых промышленных производств. Все это требовало научного сопровождения — и в Академии наук СССР начали создавать филиалы.
Впрочем, самым первым появилось отделение — Уральское отделение АН СССР во главе со знаменитым академиком Ферсманом. Именно так оно называлось в протоколе заседания оргкомитета Уральского отделения от 1 декабря 1931 года, которое состоялось в Ленинграде. Впрочем, в итоге — в 1932 году — в АН СССР появились не отделения, а филиалы. Сначала два — Уральский и Дальневосточный, а в республиках СССР появились две научные базы АН СССР: Казахская и Таджикская. Затем появлялись все новые филиалы и базы, они разделялись, меняли статусы… В результате к 1941 году у АН СССР было уже 7 филиалов (Азербайджанский, Армянский, Казахский, Таджикский, Туркменский, Узбекский и Уральский — Дальневосточный просуществовал до 1939 года) и две базы: Кольскую и Северную, а также горно-таежная станция. В 1943 год — в самый разгар Великой Отечественной, в АН СССР появился еще один мощный филиал — Западно-Сибирский с резиденцией в Новосибирске. Затем появились и другие.
Однако филиалы АН СССР были именно региональными. Вот что говорил об этом академик Михаил Алексеевич Лаврентьев: «Такие центры сыграли большую роль на определенном этапе развития науки, способствуя изучению местных проблем, главным образом изучению природных ресурсов данного края, а также решению отдельных технических задач, поставленных развитием народного хозяйства региона. Собственно, как региональные возникли на первом этапе филиалы Академии наук: Якутский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский».
Однако после победы, в середине 1950-х, ситуация уже изменилась. И в центре Западной Сибири (оставим спор о том, какой из городов является столицей Сибири их жителям) создается совсем новый Центр.
Снова дадим слово академику Лаврентьеву, ставшему одним из основателей Академгородка и Сибирского отделения РАН: «Создавая новый научный центр, надо было с самого начала поставить дело широко, с перспективой на будущее. Надо было заранее решить — что есть главные принципы, вокруг каких идей сплачивать коллектив и строить проекты.
В развитии современной науки сосуществуют две тенденции: специализация и комплексность. В соответствии с этим можно себе представить и организацию научного центра.
Серьезных результатов современная наука может добиться только объединенными усилиями всех направлений. Эта точка зрения не вызывала возражений.
Сибирское отделение должно было стать первым в СССР крупным комплексным научным центром, объединяющим и организационно, и территориально институты, работающие по разным направлениям фундаментальной науки. Это был наш первый принцип.
Новый этап освоения Сибири породил и новые требования к науке, а именно: создание на востоке страны научных учреждений общетеоретического профиля, которые обеспечивали бы высокий уровень фундаментальных исследований, постоянное создание научного задела для практики».
Так появилось Сибирское отделение АН СССР, сосредоточенное в новом районе Новосибирска — Академгородке, собравшем в себе критическую массу институтов. И это сработало. Удачный опыт — разумеется, с поправкой на региональную специфику — масштабировали на два первых филиала Академии. В 1970 году Дальневосточный филиал Сибирского отделения АН СССР стал Дальневосточным отделением АН СССР, а в 1993 году Уральский филиал, ставший к тому времени Уральским научным центром РАН — Уральским отделением РАН, к которому относились научные учреждения не только на Урале (например — Архангельский научный центр РАН УрО РАН). Так в Академии стало три отделения, ставшие мощным инструментом региональной научной политики. Россия — большая страна, которой нужен системный научный подход.