Как получить инвестиции в стартап
© Аркадий Теплицкий
_ Объем инвестиций в российский рынок стартапов вырос почти вдвое по сравнению с 2024 годом и составил 87 млн долларов. Об этом сообщает исследование Фонда “Московский инновационный кластер”._
_Эксперты считают, что крупные инвесторы готовы вкладывать средства в перспективные проекты, но 90% стартапов не проходят первый этап – презентацию. Как представить себя и на что обращает внимание потенциальный партнер, рассказал вице-президент и сооснователь холдинга «Адамант» Аркадий Теплицкий, инвестирующий в стартапы с 2020 года. _
Как должна выглядеть презентация
Идеальный формат презентации – это файл, который можно открыть с телефона. В него нужно включить основные финансовые показатели: инвестиционный план, план выхода на точку безубыточности, сроки возврата инвестиций и их расчет, стратегию монетизации и прочие данные. Как отмечает Теплицкий, он не рассматривает проекты, в которых срок окупаемости превышает четыре года.
Также инвестор не примет участие в проекте с потенциально низкой рентабельностью. Поэтому необходимо предусмотреть запасную стратегию для выхода на более высокий доход.
Уникальное предложение, защищенное патентом
Потенциальному партнеру важно понимать, в чем уникальность и конкурентное преимущество проекта. Продукт теряет смысл, если его может повторить компания с более крупными ресурсами. В приоритете у инвесторов остаются собственные разработки и решения, защищенные патентным правом.
При масштабировании бизнеса нужно помнить, что в разных странах патентное право работает по-разному. В этом случае необходимо предусмотреть защиту стартапа не только в России. Как правило, в этом может помочь сам инвестор, подключив собственные ресурсы.
Правильный выбор инвестора
Прежде чем прийти с предложением к потенциальному партнеру, предпринимателю нужно понимать сферу интересов инвестора. «Важно понимать: а инвестору вообще интересно вкладывать в этот проект личные ресурсы? Я, как правило, выбираю те проекты, в которых у меня есть опыт. Чтобы погрузиться в новое направление, нужно потратить время, привлечь людей. Поэтому меня привлекают сферы строительства, ресторанного бизнеса, ИТ – те, где я понимаю финансовую часть и принцип работы», – объясняет Аркадий Теплицкий.
Как общаться с инвестором
Возраст, пол или национальность не имеют значения для инвестора. Гораздо важнее, чтобы будущий партнер обладал базовыми знаниями деловой культуры: был вежливым, четким в формулировках, не опаздывал. В деловой среде воспитание, считает Теплицкий, ценится не меньше, чем бизнес-модель.
Бизнесмены не реагируют на эмоциональные заявления и обещания чудес. Им нужны понятные бизнес-планы, подкрепленные расчетами и доказательствами. Поэтому не стоит рассчитывать лишь на личную харизму.
Что происходит после общения
После презентации и обсуждения проекта инвестору нужно время на принятие решения. В этот момент нужно иметь терпение. Как правило, специалисты инвестиционного комитета возвращаются с обратной связью оперативно – в течение двух-трех дней. Но иногда требуется больше времени.
«Не стоит названивать, требовать ответа и давить – коммуникация должна оставаться корректной. Можно аккуратно напомнить о себе через пару недель, потому что все мы люди и у нас есть свои дела. При необходимости, мы можем выехать на производство, если оно есть, чтобы увидеть все своими глазами. Или запросить дополнительную информацию. Пугаться не стоит – это обычный рабочий процесс», – говорит Теплицкий.
-
Оформите презентацию так, чтобы у инвестора не осталось вопросов. Включите в нее основные финансовые показатели и расчеты. Позаботьтесь о том, чтобы презентация была хорошо читаема и удобна для использования;
-
Передайте презентацию в инвестиционный комитет будущего партнера. Контакты, как правило, закреплены в социальных сетях или на сайте инвестора;
-
В общении будьте вежливы, не опаздывайте на встречи . Относитесь к человеку так, как хотели бы, чтобы относились к вам;
-
Не давите на инвестора и будьте готовы предоставить дополнительную информацию о проекте.