Онлайн-курс за семь шагов
Как без докторской степени заполучить огромную аудиторию для своего курса, зачем спикеру нужно неудобно сидеть и почему ему нельзя надевать рубашку в мелкую клетку, рассказывает автор онлайн-курса «Юридическая поддержка стартапов», преподаватель МГУ Роман Янковский.
Можно спорить об онлайн-образовании: останется оно трендом или потеряется, помогает студентам или вредит, кому подходит, а кому нет. Однако мне, как и сотням других школьных и вузовских преподавателей, онлайновые курсы дали возможность выйти из тени, показать себя, добавить актуальности в консервативную учебную программу. Наверняка и вы готовы рассказать о своем предмете в современной, адекватной манере — я советую сделать это через онлайн-курс.
Два года назад мы с коллегой засняли свой вузовский курс «Юридическая поддержка стартапов» на видео. С тех пор его прошли больше 25 000 человек, и в МГУ он до сих пор в тройке самых популярных. Отдача существенно превысила наши трудозатраты: в традиционной, «офлайновой» системе мне пришлось бы как минимум получить степень, чтобы читать курс такому количеству народа.
Возможно, в вашем вузе или в вашей школе нет студии для съемки профессионального видео. Поверьте, это не проблема. Курс можно снять хоть у себя дома, хоть в пустом классе: вся необходимая техника легко берется у знакомых или в аренду. В статье я расскажу о том, как это проще и быстрее всего сделать.
Имейте в виду: онлайновый курс практически невозможно продать. Деньги от онлайн-курса можно получить лишь в виде процентов от выданных площадкой сертификатов. Но снимать свой курс нужно не ради денег — это прежде всего возможность продемонстрировать свои навыки и опыт, получить профессиональную известность и колоссальную обратную связь. Поэтому курс нужно размещать бесплатно и на максимально посещаемых сайтах. Из иностранных это Coursera, из отечественных аналогов можно назвать «Открытое образование». Дублировать видео можно (и нужно) на Youtube.
Перейдем к практической части: набитым шишкам и подводным камням.
Планируем съемку
Онлайновый курс снять не просто, а очень просто, если у вас есть хороший материал. Съемка и все остальное — мелочи. Главное в курсе — контент, а картинка, звук и анимация вторичны, и, в общем, их задача — не мешать. Поэтому бесполезный и скучный курс не смогут спасти ни классные задники, ни профессиональная озвучка, ни селебрити в кадре. И наоборот, есть масса курсов, снятых буквально на коленке, минимальными средствами, которые получают миллионы просмотров (те же курсы Стэнфорда).
Пример стэнфордского курса (по типографике). Предмет, казалось бы, предполагает правильное оформление, но авторы обошлись минимальными средствами.
Как показывает практика, подготовка и съемка курса занимают максимум месяц, потом еще столько же времени уйдет на монтаж и доработку. Прибавляем сюда минимально необходимую бюрократию (договориться с онлайн-площадкой, подготовить учебный план или программу, тесты и т. д.) — месяца через четыре курс будет готов к запуску. Имейте в виду учебный график: например, продолжительные и трудоемкие учебные курсы лучше снимать на каникулах, когда в аудиториях тихо, а студия (если у вашего вуза она есть) свободна.
Когда начинать съемки: как можно скорее.
Накидываем структуру
Любая тема, которую вы снимаете, должна быть разделена на небольшие фрагменты. Вы наверняка привыкли к формату полуторачасовых или 45-минутных семинаров и лекций. В онлайновом образовании это не работает. Поколение Z, на которое мы ориентируемся, с трудом воспринимает видео длиннее 5 минут и ни в коем случае не готово смотреть ролики длиннее 15 минут. При этом записать лекцию, а потом порезать ее на 15-минутные эпизоды не получится. Онлайн-курс предполагает совершенно другую энергетику спикера: напористую, иногда агрессивную подачу материала.
Видеокурс Ольги Тогоевой на «Арзамасе».
Лекция Андрея Сарабьянова на «Арзамасе»: что называется, почувствуйте разницу! А ведь это популяризаторская лекция, к которой лектор долго готовился.
Во время обычной лекции слушатели устают, лектор теряет темп, в итоге к середине информация воспроизводится гораздо медленнее. После нарезки разница станет хорошо заметной. Онлайновый курс же предполагает, что слушатель может подключиться в любом момент, пропустить несколько уроков или даже тем и продолжить обучение.
Если у вас уже есть офлайновый курс, неважно, лекционный или семинарский, — его придется переработать.
Мы поделили свой курс, а) исходя из традиционной системы изложения; б) опираясь на практическую полезность для начинающих. Скажем, регистрация юридического лица в нашем курсе идет раньше, чем вопросы трудовых отношений — именно в таком порядке эти вопросы возникают у предпринимателей. А вот вопросы налогов нам пришлось отчасти разделить, отчасти продублировать: вначале мы разбираем их в контексте выбора формы бизнеса (какую форму выбрать, чтобы платить меньше налогов), а затем в рамках оптимизации налогов, уплаты взносов и НДС.
В результате многие слушатели, особенно если у них еще нет своего бизнеса, не досматривают наш курс до конца или смотрят только некоторые ролики. В отличие от офлайнового образования, за это нельзя наказывать: онлайновое образование всегда доступно и открыто, и обучающийся может вернуться к курсу тогда, когда почувствует реальную потребность в нем.
Начинаем съемки
Проще всего снимать видео на стоящий на штативе зеркальный фотоаппарат со светосильным портретным объективом. Зеркалка дает отличное качество картинки, а также отпадет нужда в хромакее (зеленом экране): фон красиво размоется. Есть и минусы: во-первых, лектор должен сидеть неподвижно, иначе он выпадет из зоны резкости (фокус фиксированный); во-вторых, нужно достаточно большое помещение, чтобы лектор поместился в кадре.
Обычно фотоаппараты не умеют снимать длинные видео, но для онлайн-курса это и не требуется.
Если вы снимали на «зеркалку», с настройкой проблем не должно возникнуть; в противном случае попросите владельца камеры выставить ISO, баланс белого и диафрагму под ваше освещение. ISO должно быть минимальным, а диафрагма — открыта. Штатив нужен достаточно высокий, чтобы доставал до уровня глаз; по ним же настраивается фокус. Мы выводили картинку на небольшой телевизор, чтобы оператору было удобнее (у камеры очень маленький экранчик).
Курс можно снимать на несколько камер, и это дает много преимуществ на монтаже. Если лектор постоянно косячит и приходится делать много дублей, переходы будут очень заметны на записи, если только вы не замаскируете их какой-нибудь графикой. С двумя камерами же можно просто сделать переход на другой план. Существует и компромиссный вариант: если камера хорошая и позволяет снимать избыточно качественное видео (HD и выше), можно вырезать крупный план из имеющейся картинки.
Лекторы из НИУ ВШЭ часто используют этот экономичный прием в своих курсах (например, на 29 секунде этого видео).
Ставим свет и пишем звук
Профессиональные лампы постоянного света стоят дорого, поэтому можно использовать то, что есть. Главное, чтобы источники света были одной температуры и не мерцали на записи. Чтобы убрать тени с лица, потребуется как минимум две лампы (сверху и снизу-сбоку), можно поставить и три. Хромакей потребует дополнительной подсветки. Если у вас точечные источники света (лампочки), закройте их чем-нибудь светопроницаемым, чтобы сделать импровизированный лайтбокс. Мы использовали стандартные лампы, имевшиеся в аудитории, а сбоку поставили накрытую простыней настольную лампу.
Свет в первую очередь должен быть ярким, чтобы снимать фактически 25 фотографий в секунду на низком ISO.
Большинство слушателей воспринимает онлайн-курсы на слух, так что качество звука важнее, чем качество картинки. Если в вашей камере есть микрофон, забудьте про него: с огромной вероятностью он окажется паршивым. Купите хороший конденсаторный микрофон-петличку (несколько тысяч рублей) и используйте отдельное устройство записи звука, в идеале профессиональный диктофон или рекордер. В таком случае наводки с камеры не отразятся на записи, плюс вам не потребуется отдельный длинный провод (напомню, объектив портретный, до спикера несколько метров).
Учитываем все мелочи
К счастью, перед съемками нашего курса я смог познакомиться с настоящим телевизионным режиссером, который дал несколько бесценных советов:
1.Начинайте и заканчивайте каждое видео запоминающейся фразой. Мы придумали «законы стартапа», которыми начинали каждый ролик, и фразу-прощание «берегите свой стартап» — у роликов сразу появилось выраженное «лицо».
Уверен, вы наверняка помните фразочки youtube-блогеров, вроде «привет, с вами славный друже Обломов».
2.Принимайте неудобную позу на стуле. Когда лектор сидит расслабившись, темп его речи падает, подача становится вальяжной, расслабленной.
Конечно, долго в неудобной позе не просидишь, поэтому хорошие лекторы читают стоя или расхаживая по президиуму.
3.Многие курсы делаются с телесуфлером: возле камеры стоит экран и ведущий читает с него текст. В результате получается плохо, примерно как читать лекцию по бумажке. Лучше, наоборот, создавать максимально живую атмосферу, в идеале — посадить за камерой еще несколько человек, чтобы лектор чувствовал контакт с аудиторией (в «мертвую» камеру читать могут не все).
А еще телесуфлер может неприятно отражаться в очках, как у ведущего на этом видео.
4.Не надевайте одежду с мелкой текстурой (полоска, клетка): она дает в кадре некрасивый муар, как на этом видео.
Монтируем и запускаем
Монтаж лучше всего передать внешнему специалисту. Откажитесь от анимации: она дорого стоит, особенно не влияет на качество курса, и в большинстве случаев анимацию всегда можно заменить статичными картинками.
Если хотите сделать анимацию сами, загуглите motion graphics: в Youtube полно бесплатных уроков для начинающих.
Отличное развитие курса — учебник. В нашем случае сделать пособие было несложно: я расшифровал записи (сейчас это умеют бесплатные компьютерные программы вроде realspeaker) и переписал их, чтобы стало больше похоже на письменную речь, добавил свои статьи и ссылки на дополнительные ресурсы. Главное — не делать курс по учебнику, а, наоборот, писать учебник по курсу. Если выложить учебник в онлайн, его также можно постоянно актуализировать и дополнять, чем мы, собственно, и занимаемся. В видео, к сожалению, можно только добавлять титры или дисклеймеры, содержание уже не исправишь. В онлайновых курсах потрясающая обратная связь. (Еще бы, несколько тысяч слушателей!) Обязательно сохраняйте вопросы и предложения.
Сделайте FAQ по курсу, чтобы сэкономить свое время.
Сделайте группы курса в социальных сетях: туда постоянно можно выкладывать свежий контент по своей тематике, формировать вовлеченность и получать обратную связь от выпускников курса. Будьте в постоянном контакте с аудиторией и не стесняйтесь раскручивать курс в тематических группах — без рекламы нынче никуда.
Подводим итоги
Я уверен, что у каждого может получиться отличный онлайновый курс. Главное — не ждать, когда предложения (и деньги) упадут с неба. Перефразируя премьер-министра, можно сказать, что в наше время каждый помогает себе сам. Размещая свои знания в открытом доступе, вы получаете известность и репутацию, а в перспективе — работу, новые задачи и новые полезные знакомства. Поэтому не бойтесь, снимайте свой онлайновый курс и, конечно,
«Берегите свой стартап!»
Автор — Роман Янковский
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.