Можно ли создать научного лидера?
Школа исследователей-лидеров «Университет – РАН» в области наук о материалах воплощает новый формат взаимодействия академической и университетской науки и решает две ключевые задачи: подготовку руководителей научных исследований – Principal Investigators (PI), сочетающих в себе качества активного учёного и эффективного управленца, а также развитие совместных команд молодых исследователей ФИЦ ПХФ и МХ РАН – ЮФУ, способных идти от идеи до реализации исследовательского проекта стратегического уровня.
Школа исследователей-лидеров финансируется и реализуется в рамках программы развития ЮФУ «Приоритет 2030». Она была спроектирована совместными усилиями ЮФУ и ФИЦ ПХФ и МХ РАН как полигон для формирования новых совместных команд молодых учёных в области наук о материалах. Участники школы не только улучшают свои навыки руководства исследованиями, но и в сжатые сроки проводят анализ рынка и запросов высокотехнологичных компаний, находят возможности для востребованных разработок, создают новые наукоёмкие продукты.
По словам проректора по стратегическому и инновационному развитию ЮФУ Муханова Евгения, «Школа исследователей-лидеров, спроектированная с нашей стороны в рамках программы развития Южного федерального университета ("Приоритет 2030"), задумана нами с ФИЦ ПХФ и МХ РАН как полигон. В рамках Школы формируются новые совместные команды молодых учёных ФИЦ и ЮФУ в области наук о материалах, которые улучшают свои навыки руководства исследованиями, но также в короткие сроки проводят анализ рынка и запросов высокотехнологичных компаний, находят возможности и ниши для проведения востребованных разработок, создают новые наукоёмкие продукты.
Такое взаимодействие университета с ведущим центром Российской академии наук в области наук о материалах позволяет повысить эффективность нашего взаимодействия, совместных исследований и ещё лучше раскрыть потенциал молодых учёных - участников школ».
«Мы ожидаем, что после проработки и обоснования актуальности, научной и практической значимости будут сформированы абсолютно новые проекты, а также подтверждена гипотеза их реализуемости. Уже сейчас формирование команд позволило запустить дискуссию о больших вызовах и научно-технологическом суверенитете через проработку шести проектов. Это новый формат инициирования научного сотрудничества университетов и академических научных организаций», - говорит заместитель директора ФИЦ ПХФ и МХ РАН Евгений Голосов, один из авторов нового формата.
Первый этап школы был успешно реализован 22-23 апреля в двух городах. В Ростове-на-Дону на базе ЮФУ команды провели глубокий анализ рынка, технологических запросов индустрии и научных трендов. Это позволило сформировать пул совместных проектов для дальнейшей разработки. Второй этап прошёл 20-24 мая на площадке ФИЦ ПХФ и МХ РАН. Команды всех 6 проектов выполнили первый практический этап, получив экспериментальные результаты, подтверждающие правильность выбранных гипотез.
«Программа недельной работы в г. Черноголовке была очень насыщенной, она включала не только работу над проектами и ежедневные питч-сессии по результатам проделанной работы, но и экскурсии, лекции, спортивные блоки и знакомство с прекрасной природой г. Черноголовка», – рассказала лидер одной из команд-участниц Школы Екатерина Глазунова.
По ее словам, в состав ее команды вошли четверо сотрудников ЮФУ: Глазунова Екатерина, к.ф.-м.н., НИИФ ЮФУ; Сухарина Галина, к.ф.-м.н., Физфак ЮФУ; Кубрин Станислав, д.ф.-м.н., НИИФ ЮФУ; Пугачев Артем, к.х.н, НИИФОХ ЮФУ – и трое специалистов из ФИЦ ПХФ и МХ РАН: Боженко Константин, д.х.н.; Утенышев Андрей, к.х.н.; Казакова Анна, к.х.н. В рамках школы исследователей-лидеров ЮФУ по треку «Науки о материалах» команда занимается реализацией проекта «Разработка методов получения электридов для катализа и микроэлектроники».
Как отметила Екатерина Глазунова, проект направлен на разработку и получение нового класса материалов, которые называют электридами. Электриды – это материалы, имеющие ионную структуру, в которых электроны играют роль проводящих анионов. В обычном состоянии такие материалы являются изоляторами (диэлектриками), а после определенных воздействий (например, ионизирующим излучением) превращаются в проводник. Такие материалы интересны с точки зрения микроэлектроники в качестве мемристоров – компонентов, значительно изменяющих свое сопротивление в зависимости от протекшего через него электрического заряда. Кроме того, они могут быть отличными кандидатами для использования в качестве катализатора в синтезе аммиака.
«В качестве таких материалов нами были выбраны некоторые оксиды щелочноземельных металлов, которые согласно теоретическим расчетам К.В. Боженко и А.Н. Утенышева должны прекрасно подойти на роль электридов. В рамках работы в Черноголовке нами были апробированы несколько методик воздействия (в том числе и воздействие ионизационного излучения) на полученные нами ранее различными способами оксиды. И сделаны выводы, во-первых, о перспективности применения выбранных нами методов, а во-вторых, о необходимости их дальнейшей оптимизации», – добавила Екатерина.
Также ученая из НИИФ ЮФУ рассказала о впечатлениях членов команды от проделанной работы:
«Нам кажется, что такой новый формат взаимодействия является очень перспективным и безусловно полезным как для развития личностных компетенций научных работников-исследователей, так и для науки в целом.
Особенно хотелось бы отметить очень доброжелательное и дружелюбное отношение со стороны коллег из ФИЦ ПХФ и МХ РАН, благодаря им эта интересная, но тяжелая трудовая неделя оставила после себя только хорошие впечатления и положительные эмоции».
Впереди участников школы ждут ещё два насыщенных этапа подготовки, в ходе которых они побывают на площадках ведущих научных центров страны и в передовых технологических компаниях. Школа исследователей-лидеров «Университет – РАН» призвана стать важной вехой в развитии кадрового потенциала российской науки и высокотехнологичной индустрии в области наук о материалах.
Такое взаимодействие университета с ведущим центром РАН позволяет повысить эффективность совместных исследований и максимально раскрыть потенциал молодых учёных.