Музы будущего: женские образы в российской научной фантастике
Обложка издания фильма "Гостья из будущего", снятого по мотивам повести "Сто лет тому вперед" из цикла про Алису Селезневу
© Wikimedia Commons
В подавляющем большинстве научно-фантастических произведений главные герои – мужчины. Эксперт II Международного симпозиума «Создавая будущее», писатель, член Союза писателей и Союза журналистов России, председатель оргкомитета и главный организатор фестиваля фантастики «Аэлита» Борис Долинго объясняет: «Научную фантастику, как правило, пишут авторы-мужчины, поэтому женские образы занимают в сюжете второстепенные позиции подруг или соратниц главных героев-мужчин. Но наличие в истории интересных женских образов всегда фактор положительный, поскольку чем больше в произведении разнообразных персонажей, тем ярче само произведение. Мне кажется, один из самых удачных примеров – Аэлита. Образ марсианской принцессы в произведении А.Н. Толстого не самый главный, но, наверное, самый яркий. И Аэлита, безусловно, оказала заметное влияние на массовую культуру – достаточно вспомнить фестиваль фантастики «Аэлита» в Свердловске/Екатеринбурге. Кстати, Толстой – один из немногих авторов, кому удалось создать очень убедительные образы инопланетян».
Эксперт II Международного симпозиума «Создавая будущее», современная русская писательница-фантаст, переводчица, футуролог Юлия Зонис отмечает «многозадачность» женских персонажей, которая делает их чрезвычайно привлекательными «инструментами» творчества: «Основная прелесть женских образов в том, что женщинам может быть присуща вся рациональность и научный подход, но при этом никто не упрекнет девушку-героиню и за яркую эмоциональную составляющую».
Факт остается фактом: даже находясь на вторых ролях, женские персонажи советской научной фантастики часто обретали куда больше поклонников, чем главные герои, а их влияние на общество чувствуется до сих пор.
Алиса Селезнева (Кир Булычёв, цикл «Приключения Алисы», 1965-2003)
В 1965 году писатель Кир Булычёв (настояшее имя - Игорь Можейко) опубликовал первые рассказы об Алисе Селезневой — девочке, которая живет в футуристической Москве конца XXI века. Правда, застать Алису дома не так просто: она путешествует сквозь космическое пространство и время, раскрывает загадки вселенной и то и дело спасает попавших в неприятности друзей. В свои 11 лет Алиса знает десяток языков, стажируется по направлению «прикладная генетика» и мечтает стать космобиологом. В одной из повестей Алиса коротко и ясно формулирует свое жизненное кредо: «Мне кажется, главное в жизни — это наука и приключения».
Школьница из будущего невероятно вдохновляла своих ровесников из XX века: каждая девочка хотела стать такой же предприимчивой, спортивной и умной. Алиса Селезнева сломала стереотип о том, что наука — исключительно мужское занятие. Факты говорят сами за себя: по сравнению с 1960-ми годами количество женщин-ученых к 1988 году выросло в 4,6 раза и составило больше 40%.
Образ Алисы закрепился в популярной культуре — как персонаж компьютерных игр, мультсериалов и фильмов. Неудивительно, что девочка из будущего продолжает выступать примером для подражания. Инженер и ученый — слова мужского рода, но это не значит, что девочкам в эти специальности путь заказан. Как раз наоборот! По данным Минобрнауки России, сейчас в России более 340 тысяч девушек обучаются на инженерных специальностях, что составляет четверть от общего числа будущих инженеров. А по профилю «Биотехнология» количество студенток равно 69%.
Алиса популяризирует не только научные занятия, но и другие важные навыки. Кир Булычёв, писавший в эпоху, когда о soft skills никто не слышал, наделил свою героиню завидной креативностью и изумительной способностью к рациональному мышлению. Девочка находит верные решения даже там, где логика взрослых отказывает. Например, когда на экипаж космического корабля напали агрессивные инопланетные кусты, Алиса догадалась, что их нужно просто полить водой, чтобы успокоились, хотя взрослые собирались отстреливаться при помощи огнемета.
Фай Родис (Иван Ефремов, «Час быка», 1968)
Женские образы занимают особое место в творчестве советского фантаста Ивана Ефремова. Самый яркий из них — героиня романа «Час Быка» Фай Родис. Фай живет в Эру Встретившихся Рук — эпоху далекого коммунистического будущего. По профессии она историк, а по роду занятий — начальник экспедиции звездолета «Темное пламя» на далекую планету Торманс. Даже на фоне практически идеальных людей будущего Фай Родис выглядит исключительно: она не просто божественно красива, но и обладает запредельными интеллектуальными и психическими способностями (в том числе гипнозом и даром предвидения). По замыслу Ефремова, только такой человек может стать посланцем света и высокой культуры в варварском «инфернальном» мире Торманса с его олигархами-змееносцами и беспросветно несчастными рабочими. Своим образом действий Фай Родис транслирует идею: бороться со злом в несправедливом, жестоком, мрачном мире можно только помогая другим, создавая прекрасное, распространяя знание. Героиня совершенно лишена эгоизма и тщеславия, но наделена невероятной ответственностью перед будущим. Даже свою совершенную красоту она воспринимает через призму ответственности: ее тело — «амфора мыслящей жизни», сложенное так, чтобы выносить здорового ребенка.
Образ Фай Родис — воплощение красоты, культуры и интеллекта. По сюжету она ни разу не берет в руки оружие, ведь ее сила не в сокрушительных лазерах, а в мудрости. Конечно, Ефремов в своем персонаже отразил тренды 1960-х годов, когда выросла роль женщин в искусстве и культуре. Но, с другой стороны, Фай Родис тоже повлияла на читательниц и подготовила общество к переменам.
Женщины XXI века не владеют гипнозом (хотя это не точно!), но именно они выступают естественным двигателем культуры — педагоги, музейные работники, писательницы, художницы, танцовщицы, актрисы, дизайнеры и, наконец, мамы, которые читают с ребенком первые в жизни стихи. По данным Торгово-промышленной палаты, доля женщин, участвующих в развитии креативного сектора, сегодня составляет почти 60%, а доля женщин в образовании приближается к 80%.
Майя Глумова («Аркадий и Борис Стругацкие, «Малыш», 1971, «Жук в муравейнике», 1979, «Волны гасят ветер», 1985)
Казалось бы, в науке эмоциям не место. Но героиня братьев Стругацких Майя Глумова доказывает обратное. Майя — исследователь космоса, историк, ксенобиолог. Однако ее взгляд на научные проблемы отличатся от мужского. Это особенно очевидно в повести «Малыш». По сюжету группа ученых высаживается на необитаемой планете и обнаруживает там сначала разбитый звездолет, а затем — чудом выжившего человеческого ребенка, который был выращен местной негуманоидной цивилизацией. Командир экспедиции Геннадий Комов намерен использовать найденыша для контакта с аборигенами, причем желания самого «малыша» его не интересуют. Однако Майя единственная из всего экипажа понимает: найденыш потерян для человечества, перевоспитать его нельзя, а относится к нему как к инструменту — жестоко. Логика, подкрепленная эмпатией, оказывается сильнее обычной логики. Майя не просто идет на конфликт с руководителем, но и устраивает дело так, что контакт с «малышом» обрывается. Майя способна видеть и принимать уникальность других личностей, их «инаковость». Как исследователь она превосходит мужчин там, где разум сталкивается с чем-то иррациональным и необычным. Образ Глумовой предвосхитил поколения женщин-инженеров и женщин-исследователей. Сегодня женщины не только конструируют самолеты и проектируют небоскребы, но и двигают индустрию IT. Так, исследователи Калифорнийского политехнического университета выяснили, что код, написанный женщинами, принимается чаще (78,6%), чем код, написанный мужчинами (74,6%).
Полина Метёлкина («Пленники астероида», Кир Булычёв, 1981)
В историях про Алису Селезневу взрослые персонажи держатся на втором плане, но есть и исключения. Так, Полина Метёлкина с первых строк повести «Пленники астероида» поражает воображение читателя: она лихо управляет разведботом «Арбат» и при этом выполняет сложную работу научного сотрудника Института времени и координатора Инопланетной секции. Вызвавшись доставить Алису к маме на астероид Паллада, Полина проявляет всю возможную чуткость, даже готовит для девочки нормальный горячий суп, потому что «Алисе вредно питаться консервами». А попав в плен к роботам, которые превратили безобидный астероид в пиратский космический корабль, Полина не теряется — пилит дверь камеры напильником и сражается с захватчиками при помощи найденного в темнице геликона. Примечательно, что непоседливая и жадная до приключений Алиса подчиняется Полине беспрекословно, признавая в ней лидера. Еще более ярко Полина проявляет себя в фильме «Гостья из будущего» — в финальных кадрах она легко арестовала космических пиратов, не сходя с каблуков и без единого выстрела.
Несмотря на фантастический антураж образ Полины Метелкиной как будто списан с сотрудниц современных НИИ и исследовательских лабораторий. Она демонстрирует впечатляющий набор компетенций от железной логики и научной интуиции до приготовления супа в условиях космоса. И, возможно, благодаря фантазии Кира Булычёва, сегодня показатель присутствия женщин в российской науке составляет около 40%, что делает Россию одним из лидеров по гендерному равенству в научно-технологической сфере. Для сравнения: средний мировой показатель — всего 29%.
Аэлита («Аэлита», Алексей Толстой, 1923)
В конце XIX века астрономы разглядели на поверхности Марса тонкие «каналы» и предположили, что на планете может быть жизнь. На волне интереса к этой теме Алексей Толстой написал роман «Аэлита», в котором образ неземной прекрасной марсианки затмил все краски инопланетной цивилизации. Аэлита выступает в романе как персонаж-символ, объединяющий в себе темы любви, поиска смысла жизни и стремления к гармонии между разными мирами. Сюжет истории напоминает рыцарскую легенду в декорациях далекого будущего: земной инженер Мстислав Лось попадает на Марс и подвергается многим опасностям, но его спасает любовь прекрасной марсианской принцессы. Аэлита — воплощение любви в ее самом поэтическом аспекте: «Юношески — тонкая, она возникла предчувствием удивительной радости, ожиданием войти в жизнь, как в прекрасный сон, и, в то же время, наполняла сердце тревогой».
Особую драматичность роману придает тот факт, что любовь к землянину требует от Аэлиты самопожертвования. Ради своей любви она осознанно идет против воли отца, традиций своего народа и даже предопределенного вселенной хода вещей. После публикации романа образ Аэлиты стал настолько популярным, что придуманное автором марсианское имя (означающее «Видимый в последний раз свет звезды») вошло в обиход. Характер героини с ее безграничной способностью любить и готовностью бороться за свою судьбу вдохновлял женщин нескольких поколений. Да что там женщин – и мужчин тоже, не зря популярный советский поэт и бард Михаил Анчаров даже написал стихотворение «Мужики, ищите Аэлиту!».
Научная фантастика — больше, чем литература. Это обширная лаборатория смыслов и испытательный полигон прогрессивных идей. Многие из этих идей были подхвачены обществом. Равенство в самых серьезных научных областях, профессиональная компетентность, заслуженное лидерство — все это современные женщины получили «в наследство» от героинь воображаемого будущего. Сегодняшнее образование близко к стандартам, по которым училась Алиса Селезнева: стремление максимально раскрыть потенциал, сочетание гибких и профессиональных навыков, междисциплинарный подход. Социальные отношения трансформировались с учетом возросшей роли женщин, которые активно участвуют в жизни общества, руководят огромными коллективами и являются полноправными партнерами коллег-мужчин. Женщины заняты в создании новых технологий, где их эмоциональный интеллект и способность к эмпатии помогают найти баланс между прогрессом и этикой.
«Женские образы в научной фантастике отражают роль женщины в современном обществе, где подлинные биографии женщин-ученых, космонавтов, волонтеров и предпринимателей вполне могут посоперничать с самыми смелыми фантазиями столетней давности. Я сама работаю руководителем фармлаборатории, как и множество моих знакомых женщин: биологов, химиков, data-аналитиков. Женщина из объекта (вожделения, обожания, насилия и т.д.) давно превратилась в субъект и действует наравне с мужчинами или даже занимает лидерскую позицию. Лично меня во многом вдохновил образ Татьяны Власенковой из «Открытой книги» Каверина. Хоть это и не научная фантастика, но книжный персонаж определил мою карьеру в клеточной биологии», — отметила эксперт II Международного симпозиума «Создавая будущее», современная русская писательница-фантаст, переводчица, футуролог Юлия Зонис.
Героини российской научной фантастики не просто двигают сюжеты романов и повестей о роботах, звездолетах и пришельцах. Они активно формируют представления о будущем, показывая возможные пути развития общества, науки и технологий. Как именно фантастика «тестирует» варианты грядущего и влияет на наш с вами мир узнаем из дискуссий II Международного симпозиума «Создавая будущее».