Гуманитарные науки

«Мы осознаем ущербность рейтингов, но при этом стремимся попасть в них»

© Shutterstock

21 сентября издание Times Higher Education опубликовало ежегодный рейтинг лучших вузов мира. В этот раз туда попали 24 российских университета по сравнению с 13 в прошлом году, а в первые две сотни по-прежнему входит лишь одно высшее учебное заведение.

21 сентября издание Times Higher Education опубликовало ежегодный рейтинг лучших вузов мира. В этот раз туда попали 24 российских университета по сравнению с 13 в прошлом году, а в первые две сотни по-прежнему входит лишь одно высшее учебное заведение.

Рейтинг THE 2016-2017 годов впервые вобрал в себя 980 высших учебных заведений (по сравнению с 800 в прошлом году) из 79 стран мира – этот список пополнился такими государствами как Алжир, Болгария, Коста Рика, Хорватия, Грузия, Кувейт, Филиппины, Шри-Ланка, Тунис и Венесуэла. В ходе работы над рейтингом были впервые проанализированы более 500 тыс. книг и отдельных глав из книг, индексируемых в базе данных Scopus, 11,9 млн научных статей и 56 млн цитат. Методика учета индекса цитирования публикаций, авторами которых являются более тысячи человек, изменилась – теперь университет, сотрудники которого являются соавторами таких работ, получает в системе оценки не менее 5% за каждого автора.

По сравнению с прошлым годом, число российских высших учебных заведений в рейтинге Times Higher Education заметно выросло: к тринадцати вузам, вошедшим в рейтинг 2015 года, примкнули еще одиннадцать. Из 24 университетов 16 участвуют в Проекте 5-100, основная задача которого – повышение конкурентоспособности группы ведущих российских университетов на мировом рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Первые пять мест в рейтинге распределились следующим образом: Калифорнийский технологический институт (США), Оксфордский университет (Великобритания), Стэнфордский университет (США), Кембриджский университет (Великобритания), Массачусетский технологический институт (США).

Список российских вузов в рейтинге THE

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, занимавший 161 место, в этом году спустился на 188 позицию рейтинга. Впрочем, по двум критериям оценки в первую сотню он все же вошел – об этом рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий. «МГУ занял лидирующие позиции в рейтинге THE и единственный вошел в топ-200 среди российских вузов. Мы сохранили высокие позиции в мире в оценке образовательной деятельности (Teaching) – 26-е место, а также у нас хорошие позиции в оценке научных исследований, ведущихся в вузе – 65-е место. Рейтинг от Times Higher Education более сложный для российских вузов по сравнению с другими мировыми рейтингами. В частности, в нем принимается во внимание финансирование исследований в вузе в долларовом эквиваленте и на эти показатели влияет изменение курса рубля. Московский университет улучшил по сравнению с 2015 годом свои показатели, включая финансирование в рублях. Кроме того, у нас улучшились показатели по соотношению числа иностранных сотрудников к общему числу сотрудников университета; по количеству научных статей в соавторстве с иностранными авторами; по количеству иностранных студентов и другие позиции», – сообщил академик. Впрочем, несмотря на увеличение финансирования исследований в национальной валюте, в пересчете на курс доллара и МГУ, и другие университеты по критерию финансирования ослабили свои позиции.

Остальные отечественные вузы не вошли в первые две сотни лидеров. Тем не менее, можно говорить об успешном продвижении Московского физико-технического института, который входил в группу 501-600 в 2015 году и оказался в группе 301-350 по результатам нового исследования, продемонстрировав рост по всем 13 критериям методологии рейтинга. На сто мест в рейтинге поднялся Томский государственный университет, вошедший в группу 501-600, в то время как Томский политехнический университет оказался в той же группе, но при этом опустившись в рейтинге на 250 мест.

Из впервые оказавшихся в рейтинге вузов особого внимания заслуживает стремительный взлет Университета ИТМО (группа 351-400) и Высшей школы экономики (группа 401-500). «Приятно видеть, как дебютируют в списке Университет ИТМО и Высшая школа экономики на уровнях 351-400 и 401-500 соответственно. Отчасти это обусловлено тем, что Россия больше, чем когда-либо, признает важность участия в мировых рейтингах», – сказал Фил Бэйти, главный редактор рейтинга Times Higher Education. Ректор ИТМО Владимир Васильев сообщил корреспонденту Indicator.Ru, что такой успешный дебют университета нельзя назвать резким скачком, так как у ИТМО есть программа стратегического развития, которую он успешно реализует, и текущая позиция в рейтинге – первые ее результаты. «С каждым годом наши показатели будут только наращиваться. Мы будем двигаться к цели. Пока не будем говорить о топ-100, но в топ-200 будем стремиться попасть», – сказал Владимир Васильев.

Помимо ИТМО и ВШЭ в рейтинг до 2016 года не входили Университет Лобачевского, Российский университет дружбы народов, Воронежский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Новосибирский государственный технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет и Сибирский федеральный университет, занявшие позицию в группе 801+ наравне с Уральским федеральным университетом и Московским институтом стали и сплавов. Последние два вуза входили ранее в группу 601-800.

Деятельность университетов оценивается по 13 критериям, которые сгруппированы по пяти направлениям: преподавание, исследования, цитирование, международное взаимодействие и доход от производственной деятельности. Все 13 показателей имеют разный вес при составлении итоговой оценки, и наибольшее значение при составлении рейтинга THE имеют цитируемость научных публикаций, а также академическая и научная репутация.

Присутствие российских университетов в мировых рейтингах обсуждался в ходе дискуссии, организованной Проектом 5-100 в сотрудничестве с Благотворительным фондом Владимира Потанина в начале сентября 2016 года, на которой присутствовали, в том числе представители вузов, впервые попавших в рейтинг THE. Михаил Антонов, директор Проектного офиса Проекта 5-100, прокомментировал: «В 2012 году, когда уже существовал указ Президента о Проекте, но реализован он еще не был, у некоторых возник вопрос: смогут ли отечественные ВУЗы попасть в топы мировых рейтингов? Тогда вместе с одной аудиторской компанией мы провели небольшое исследование – взяли, как нам казалось, двадцатку лучших российских университетов, из которых большинство потом оказались в проекте, и попросили провести анализ по нескольким критериям: с какими темпами в течение десяти лет надо расти российским университетам, чтобы достигнуть границы мировой сотни. К сожалению, согласно финальному докладу, ни один из двадцати вузов даже теоретически не смог бы попасть в рейтинги по репутации. Глядя на то, что происходило в 2015-2016 годах, я радуюсь, что мы заблуждались».

«Для ВШЭ фронтальное движение в сторону интернационализации было характерно еще задолго до Программы 5-100, и запуск программы органично лег на стратегию. Это нормальная траектория исследовательского университета. Но необходимость карабкаться по этим рейтингам мы осознали позже, – поделился Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ. – Мы осознаем ущербность рейтингов, но при этом стремимся попасть в них и гордимся первыми успехами. Всеобщее помешательство на рейтингах объясняется тем, что деваться от них некуда, институция принципиально непрозрачная, и невозможно оценить качество образования – его нужно оценивать либо на входе по качеству абитуриентов, либо на выходе по разным показателям. Инструменты несовершенны – при помощи логарифмической линейки мы пытаемся измерить честь и совесть».

«Университет ИТМО не привязывает свою стратегию развития к рейтинговой системе, но, за время участия в Проекте 5-100 трансформировался и визуально, и содержательно, и с точки зрения человеческих ресурсов, – рассказала Дарья Козлова, проректор по международной деятельности Университета ИТМО. – Я не открою Америки, если скажу, что бренд – это то, что делаем мы сами и на что мы можем повлиять, в том числе, и посредством визуальных решений, а репутация – то, как нас принимают. Бренд – это то, каким мы хотим видеть ИТМО, а мы хотим видеть его неклассическим вузом, и чтобы каждый студент понимал, что значит фраза «Больше, чем университет»». По ее словам, если понятия бренд и репутация сходятся, и ВУЗ воспринимают так, как он себя позиционирует абитуриентам, ученым, сотрудникам и просто единомышленникам, значит, работа выполняется эффективно, что и показал новый рейтинг.