Новый предметный рейтинг вузов от RAEX. Что нового?
Агентство RAEX в третий раз опубликовало предметные рейтинги вузов России. В 2024 году количество оцениваемых направлений возросло до 36 — в списки лучших вошли 170 вузов из 43 регионов России. Москва и Санкт-Петербург заметно превосходят другие регионы страны по представленности в рейтингах — на долю двух столиц приходится 65 вузов, вошедших в предметные списки. Ближайший преследователь по числу участников — Татарстан (10 участников), далее идут Новосибирская область (6 вузов), Нижегородская и Ростовская области (по 5 вузов).
Лидером по числу призовых мест стал МГУ им. М.В. Ломоносова — университет вошел в тройку лидеров 19 предметных рейтингов. Санкт-Петербургский государственный университет стал призером рейтингов в 15 областях, НИУ ВШЭ – в 13 областях.
Среди региональных вузов наибольшее количество «медалей» завоевали Томский политехнический университет и Уральский федеральный университет — эти вузы вошли в топ-3 сразу четырех рейтингов. При этом Томскому политеху удалось занять первое место в областях «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» и «химические технологии», а университет из Екатеринбурга взял «серебро» по направлению «технологии материалов» (уступив только НИТУ МИСиС) и три раза оказался на третьей ступени пьедестала рейтингов по инженерным специальностям.
В 2024 году сменились лидеры пяти предметных рейтингов RAEX. В сфере «информационные технологии» Московский физико-технический институт опередил МГУ и впервые расположился на высшей позиции в предметном рейтинге RAEX. В свою очередь, МГУ удалось потеснить СПбГУ с первого места в сфере «политология и международные отношения». Победителем в сфере «электроника, радиотехника и системы связи» впервые стал НИЯУ МИФИ, еще два новых лидера — это Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна («технологии легкой промышленности») и Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К.И. Скрябина («ветеринария и зоотехния»).
В рейтингах по математическим и естественно-научным направлениям абсолютным чемпионом вновь признан МГУ им. М.В. Ломоносова, возглавивший списки в таких областях, как математика, физика, химия, биология, экология и география. При этом рейтинги по математике и физике наиболее стабильны — в первом случае сразу 12 участников первой двадцатки расположились на тех же местах, что и годом ранее, во втором — не изменились места десяти фигурантов топ-20.
К рейтингам с устойчивыми результатами также можно отнести сферу «биотехнологии и биоинженерия» — первое место здесь также занял МГУ, а единственное изменение в топ-10 — это поменявшиеся местами Казанский национальный исследовательский технологический университет и Дальневосточный федеральный университет. Также отмечается стабильность рейтинга в сфере «техника и технологии наземного транспорта»: первые девять лидеров прошлого года остались на своих местах, включая победителя — МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Бауманка возглавляет еще два инженерных рейтинга — в сферах «машиностроение и робототехника», а также «авиационная и ракетно-космическая техника». Победителем рейтинга в сфере «строительство» стал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, лучшим вузом в области «нефтегазовое дело» признан Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, а в сфере «ядерная энергетика и технологии» — НИЯУ МИФИ. Наконец, первую строчку в списке по направлению «кораблестроение и водный транспорт» занял Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
В блоке общественных наук наиболее высокие результаты показал НИУ ВШЭ, занявший первое место в рейтингах по экономике, менеджменту, социологии и психологии. При этом список лучших вузов в области «право», как и в прошлом году, возглавил Санкт-Петербургский государственный университет, ставший также вице-чемпионом в сфере «политология и международные отношения».
Все рейтинги в области гуманитарных наук по-прежнему возглавляет МГУ им. М.В. Ломоносова. Московский университет находится на первой строчке рейтингов в сферах «филология и журналистика», «лингвистика и иностранные языки», «история и археология».
Лидерство в области медицинского образования удерживает Сеченовский университет: в 2024 году, как и годом ранее, вуз занял первое место в рейтингах по медицине и фармации.
Не изменились и победители социально значимых рейтингов в педагогической и аграрной сферах — лучшим в области педагогики вновь стал Московский городской педагогический университет, а в сфере сельского хозяйства — Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева.
В 2024 году агентство RAEX расширило линейку предметных рейтингов за счет двух новых областей. Первую позицию в сфере «государственное и муниципальное управление» занял НИУ ВШЭ, вице-чемпионом стала РАНХиГС при Президенте РФ, являющаяся сегодня крупнейшим центром подготовки управленческих кадров для государства. На третьей строчке в рейтинге расположился МГУ им. М.В. Ломоносова.
Еще одна новая сфера — индустрия гостеприимства, в перечень рассматриваемых направлений которой входят гостиничное дело, рекреация и туризм, в том числе спортивно-оздоровительный. На первом месте в списке расположился Финансовый университет при Правительстве РФ, в тройку лидеров также вошли СПбГУ и Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
«Предметные рейтинги крайне востребованы абитуриентами, их родителями, а также профессиональными сообществами. Поэтому мы планируем развивать нашу систему рейтингов как за счет включения в ее периметр новых предметных областей, так и расширяя спектр параметров, характеризующих достижения вузов. Одним из перспективных направлений в этой сфере может стать учет мнений профессиональных сообществ и работодателей как одного из компонентов оценки деятельности университетов. Сейчас мы составляем пилотный перечень предметных областей, на примере которых можно апробировать такой подход, и открыты к предложениям всех заинтересованных сторон», — отметил генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков.
Методика составления предметных рейтингов вузов
Предметные рейтинги вузов России строятся на основании оценки трех миссий университета — образовательной, научной, общественной. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учетом вклада вуза в социальное развитие. Рейтинги опираются исключительно на объективные показатели и не используют результаты опросов экспертов. При оценке первой — образовательной — миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов.
Показатели группы «Наука» включают библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объеме затрат на научные исследования и разработки.
При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались как предметные, так и институциональные показатели, имеющие отношение к вузу в целом. Так, на предметном уровне велось сравнение по показателям, измеряющим вклад вуза в подготовку кадров для региона, долю обучающихся по направлению в масштабах страны, долю зачисленных целевиков, долю студентов первого курса из других регионов. Критерии институционального уровня, также используемые в группе «Общество», — объем дохода от программ дополнительного образования и количество прошедших обучение по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведется приём), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ.
Из-за характерных особенностей, свойственных различным предметным сферам, в рейтингах используются разные наборы показателей и разные веса. Так, для естественно-научной сферы и инженерных направлений вес группы «Наука» составляет 35%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер — 25%. Вес показателей группы «Образование» для естественно-научной сферы и инженерных направлений составил 40%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер — 50%. Вес показателей третьей группы, «Общество», в обоих случаях составляет 25%.