«Одна бомба — и Пушкина не будет!»
Каким образом реформа 2013 года повлияла на архивную систему РАН, как газовый баллон уничтожил оригиналы рукописей Крылова и Григоровича, почему документы институтов РАН не могут отправиться на хранение и по какой причине ценные документы архивов академии никак не застрахованы, читайте в материале Indicator.Ru
28 мая прошло совместное заседание президиума Российской академии наук, Российского исторического общества и Фонда истории отечества. Участники собрания обсудили вопросы сохранения историко-культурного наследия России и особенно – плачевное состояние архивного фонда РАН. Закон о РАН 2013 года не предусмотрел должное финансирование архивов и главное – разрушил нормативно-правовую основу архивного дела Академии.
«Беспризорное состояние»
На проблему обратила внимание директор Санкт-Петербургского филиала Архива РАН Ирина Тункина. Она отметила, что до введения федерального закона № 253 в 2013 году у Академии было исключительные полномочия по комплектованию, хранению и использованию документов архивного фонда Российской Федерации. «Но в связи с реформой Академия была отторгнута от своих собиравшихся веками архивных коллекций, и закон 2013 года юридически разрушил архивную систему Академии наук», – заявила Тункина.
В 2016 году были внесены поправки в законодательство, где слова «организации РАН» были заменены словами «научные организации, включенные в перечень, который утверждается правительством Российской Федерации». Эти организации, по словам архивиста, имеют право постоянного хранения документов, притом государственным организациям запрещается передавать образовавшиеся в процессе их деятельности документы архивного фонда в научные организации. «А мы по уставу все являемся научными организациями. Соответственно, архив Академии наук теперь не имеет права комплектоваться фондами собственных институтов», – объяснила Тункина.
Председатель сибирского отделения РАН Валентин Пармон указал на еще одну юридическую коллизию, которая возникла после введения закона 2013 года. Дело в том, что архивы Академии никогда не имели официальных юридических лиц, архивные документы хранились в библиотеках. Теперь же они оказались фактически вне закона, потому что «в госзадания библиотек не входит сохранение архивов».
«Огромный архив Сибирского отделения РАН, огромное количество документов мы не имеем право оплачивать, потому что этого нет в уставе, а библиотеки не имеют права хранить, потому что у них нет госзаданий», – рассказал академик.
Та же проблема возникает и в других отделениях Академии. «Библиотеки оказались в другом ведомстве, порядок формирования архивов, поддержки архивной деятельности никак не определен. Мы фактически сегодня констатируем беспризорное состояние наших архивов», – отметил председатель Уральского отделения РАН Валерий Чарушин.
«Решить проблемы сами мы не можем. Ведутся переговоры, но они очень тяжелые», – заявил вице-президент РАН Николай Макаров. По его словам, проблема заключается в Федеральном законе № 125 «Об архивном деле».
Читайте также
«Бэкап» Пушкина
Помимо юридической стороны архивного дела серьезной проблемой оказалось отсутствие системы страховых фондов. Тункина предложила организовать в Сибири страховой фонд и хранить там микрофильмы особо ценных документов. На настоящий момент никакой страховой системы архивных документов на случай повреждения или уничтожения не существует.
«Когда мы стали заниматься тем, что у нас есть, выяснилось, что у нас на Пушкина нет страхового фонда. Любая бомба и Пушкина не будет! Не только Пушкина, но и Ломоносова, и Павлова, и Иоффе — всего, что хранит архив Академии наук. Объемы колоссальные. Там нужно сделать сканы около 200 миллионов страниц, для того чтобы хотя бы основные ценности сохранить и отправить в глубину страны. А у нас никак не защищена вся эта информация, которая является национальным достоянием», — посетовала архивист.
Из-за отсутствия такой системы резервного копирования Институт русской литературы РАН чуть не лишился большой части оригиналов рукописей.
«В Пушкинском доме в 2000 году после ввода в эксплуатацию нового архива хранилища рукописного отдела сработала система пожаротушения. Вырвало из пола прикрепленный баллон газового пожаротушения, он сломал стену пушкинского хранилища, стал летать по архиву, разбил несколько коробок, в том числе рукописи Крылова и Григоровича. Все это было в клочья разодрано. Из-за отсутствия страхового фонда и даже фотографий этих рукописей наши реставраторы собирали это как пазл в течение года», – поведала директриса.
Президент РАН Александр Сергеев предложил привлечь к этой проблеме бизнес и создать попечительские советы архивов. Затраты, необходимые для создания страховых фондов, оценили в два миллиона евро.
«Где найти такие деньги? Ни министерство, ни Академия, естественно, таких денег не найдут. Но это делать надо, иначе мы останемся просто без оригиналов. Россия не потеряет собственную гуманитарную науку только если она сможет сохранить эти архивы, описать и использовать этот гигантский объем научной информации», – подытожила заседание Тункина.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.