Гуманитарные науки3 мин.

Опыт негативного взаимодействия у детей влияет на восприятие ими эмоций

© Westend61/Getty Images

Психологи выяснили, что низкое качество образовательной среды положительно влияет на формирование способности понимать эмоции у детей, а также несет в себе возможности для развития. Работа опубликована в журнале European Early Childhood Education Research Journal.

Способность понимать эмоции позволяет ребенку чувствовать себя комфортно в разных ситуациях, осознавать динамику и причины изменений эмоционального состояния и поведения окружающих. Ранее было показано, что дети, которые хорошо понимают эмоции, проще адаптируются к изменениям, способны выстраивать позитивные отношения с людьми и показывают выдающиеся академические достижения. Низкий уровень развития понимания эмоций, напротив, ассоциируется с тревожностью, депрессией, социальной неприспособленностью и невротизацией.

Наиболее важный период в развитии этой способности приходится на дошкольный возраст. Ключевым фактором при этом выступает общение, в процессе которого ребенок сталкивается с различными эмоциональными состояниями и учится понимать их внешние и внутренние причины. Несмотря на то что дошкольники во всем мире проводят значительную часть дня в детских садах, до сих пор не исследовалось, как образовательная среда детского сада влияет на развитие понимания эмоций.

Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ совместно с коллегой из Университета Осло проанализировали связь между показателями понимания эмоций и результатами оценки образовательной среды детских садов. В исследовании приняли участие 592 дошкольника возрастом от пяти до шести лет. Ученые выяснили, что гораздо лучше справляются с задачей понимания эмоций дети из групп, в которых тем приходилось самостоятельно разрешать конфликты, учиться осознавать личные и групповые границы, понимать переживания и желания, как собственные, так и окружающих. Полезной для развития эмоций становится фронтальная работа педагога с группой: в течение дня дети оказываются вовлечены в совместные занятия в большой группе вместо одиночной игры. Фронтальная работа ограничивает возможности детей регулировать количество и частоту контактов в течение дня, даже если они вызывают негативные эмоции. Такой опыт общения расширяет спектр эмоций, которые переживают и наблюдают друг у друга дети. Наконец, в больших группах педагоги зачастую прибегают к строгой дисциплине, а это также требует от детей умения регулировать собственные эмоции.

«Подобные исследования ранее не проводились ни отечественными, ни зарубежными исследователями. На этом работа не окончена. В скором времени мы сможем оценить показатели индивидуального прогресса детей в понимании эмоций в зависимости от образовательной среды в детских садах. Это особенно важно для построения образовательной работы по эмоциональному развитию детей. К сожалению, традиционно ей уделяется совсем немного внимания», — рассказал один из авторов работы Александр Веракса.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.