«По всему миру происходит инфляция оценок»
Сэр Малколм Грант, профессор, почетный ректор Йоркского университета
— По мнению многих экспертов, современный рынок труда так стремительно меняется, что разрабатывать актуальные образовательные программы стало слишком сложно, а то и вовсе невозможно. Как вузы должны реагировать на изменчивые требования работодателей?
— Университеты не должны давать студентам узкие профессиональные компетенции. В будущем рынок труда продолжит изменяться, и многие рабочие задачи станут выполняться более дешевой рабочей силой — роботами. Вуз должен развивать интеллектуальные возможности студентов и их способности к коммуникации, учить их проводить исследования, работать в команде и представлять свои результаты. Сегодняшним студентам требуются более общие количественные и качественные знания. Кроме того, студентов нужно ориентировать на непрерывное обучение.
— Научная работа и преподавание требуют разного набора навыков. Какими должны быть главные требования к университетскому профессору? Должен ли он или она быть в первую очередь ученым и вовлекать студентов в исследовательскую работу? Или же самое главное — быть хорошим учителем?
— Исследовательская работа — это ключевой элемент университетского образования, но не менее важно и умение донести научные идеи до своей аудитории. Это делается не только при помощи публикации, но и путем обучения студентов, и эти два способа тесно связаны между собой. Не всякий хороший преподаватель обязан быть великим ученым, но все же предпочтительно, чтобы с самого начала обучения студенты были вовлечены в исследовательскую работу. Профессора, которые ей занимаются, должны быть на виду в своем вузе.
— Некоторые западные университеты придают большое значение мнению студентов о своих профессорах. Не превращает ли такой подход преподавателей в популистов, которым важнее нравиться своим студентам, чем давать им качественные знания? Как нужно оценивать преподавателей? И как избежать ситуаций, когда преподаватель приносит на занятия сладости, не задает домашнего задания, никогда не затрагивает сложных тем, а потому пользуется всеобщей любовью и годами занимает место в университете?
— Такая проблема действительно существует, но есть разница между симпатией и уважением. Умные студенты не станут уважать профессора, который слишком старается им понравиться. В таких случаях трудности возникают при оценке работы студентов. Для того чтобы получить хорошую работу, ты должен быть успешен в университете, а потому, вместо того чтобы заниматься сложными и интересными вопросами, студенты выбирают те курсы, где легче всего получить высший балл. По всему миру происходит инфляция оценок, и этот процесс довольно сложно остановить.
Филипп Альтбах, директор-основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа
— Проект 5-100 был создан для того, чтобы ввести российские вузы в «высшую лигу» мировых университетов. Насколько на сегодняшний день удалось приблизиться к этой цели? С какими препятствиями и трудностями сталкиваются российские вузы на этом пути?
— Я работаю с Проектом 5-100 в течение последних пяти лет, и за это время многие университеты, работающие в рамках этой программы, показали впечатляющие результаты. Этот проект очень важен для России. Его главная цель — привести лучшие российские вузы в соответствие с мировыми стандартами высшего образования, повысить конкурентоспособность талантливых профессоров и одаренных студентов и дать им возможность участвовать в международных проектах. Это сложная задача, и на ее реализацию требуется время. Российские университеты традиционно достаточно закрыты от внешнего мира, в них царит бюрократия, и они активно поддерживают связь с органами власти. Проект 5-100 призывает вузы стать более независимыми, изменить свои системы управления и модернизировать как процессы обучения, так и исследовательскую работу. Суть проекта состоит не в повышении места вузов в рейтингах (хотя и это важно), а в реформировании университетов. Одна из ключевых целей этой программы — сделать российское высшее образование открытым для мира.
— Каким критериям должен соответствовать успешный университет? Что важнее: качество научных исследований, умение привлечь абитуриентов или, может быть, студенческие достижения?
Читайте также
— В числе прочих критериев мы выделяем качественное и инновационное обучение (приводящее студентов к учебным достижениям); достойный уровень научных исследований; эффективное управление, в котором принимают участие преподаватели; академические свободы; международный профиль; высокие стандарты добросовестности и так далее. Разумеется, Проект 5-100 касается не только вузов, ориентированных на научную работу. Не все университеты проводят собственные исследования, многие сфокусированы в основном на преподавании.
— Вы одним из первых начали заниматься сравнительными исследованиями национальных систем высшего образования. Сегодня в этой области работает множество рейтинговых компаний и усиливается коммерческая составляющая. Что вы думаете об основных международных рейтинговых системах: THE, QS, рейтинге Шанхайского университета? В чем их сильные и слабые стороны?
— Я могу много говорить на эту тему, но в целом мне кажется, что мировые университеты уделяют рейтингам слишком много внимания. С другой стороны, рейтинги важны, потому что позволяют выявить лучшие вузы мира. Две из трех крупнейших рейтинговых систем, QS и THE, управляются коммерческими компаниями и применяют репутационные метрики (то есть собирают отзывы преподавателей и других работников вузов). Мне кажется, что это снижает их ценность. Рейтинг Шанхайского университета использует объективные данные, но при этом он сфокусирован только на исследовательской работе, и в этом его слабая сторона.
Конрад Дебакере, генеральный директор Левенского католического университета
— Доступность высшего образования сильно выросла за последние 70 лет, и количество новых студентов постоянно увеличивается. Связана ли эта тенденция с цифровизацией и глобализацией?
— Цифровизация и интернационализация — это два очень важных инновационных параметра, определяющих современные процессы обучения и привлечения студентов. Поэтому большинство вузов учитывают их в своем образовательном портфеле. Ожидается, что в будущем количество новых студентов, привлеченных качественными программами цифрового обучения, продолжит расти. Этот процесс состоит из двух этапов. Сначала студенты из разных стран мира проходят онлайн-курсы, которые знакомят их с профилями университетов и дают представление о том, что им может предложить тот или иной вуз. Затем они поступают в выбранные университеты и начинают обучение на местах. Онлайн-курсы не заменяют университетское образование, а дополняют его и укрепляют международную репутацию вузов.
— Что вы думаете о массовых открытых дистанционных курсах? Повышают ли они доступность и инклюзивность образования? Как сделать так, чтобы МООКи перестали быть синонимом некачественного образования, чтобы их перестали противопоставлять «настоящей университетской учебе»?
Читайте также
— МООКи должны быть хорошо продуманы и давать высокий уровень подготовки. Для этого университетам следует выбирать надежные платформы для дистанционного обучения, такие как Coursera и EdX. Если качество образования в вузе высоко, то платформа МООКов должна этому соответствовать. Это позволит отличить эффективные МООКи от более слабых предложений. Кроме того, университеты, предлагающие индивидуальные МООКи и микромагистратуры, должны использовать двухэтапную стратегию. На первом этапе привлекается широкий круг местных и международных студентов, а на втором лучшие из них перенаправляются на очное обучение.
— В России начинает все активнее продвигается идея университета как поставщика образовательных услуг, и она зачастую воспринимается негативно. Существует ли опасность превращения высшего образования в рынок знаний?
— Университеты не должны позиционироваться исключительно как поставщики услуг, ведь, помимо этого, они также занимаются научной работой и разрабатывают методики преподавания. Уникальная роль университетов состоит в том, что они объединяют обучение с исследованиями, и эту взаимозависимость невозможно выразить в терминах простой рыночной логики. Благодаря уникальной связи научной работы и обучения, поддерживаемой качественными и профессиональными МООКами, университеты занимают особую передовую позицию на рынке знаний. Вместо того чтобы пассивно реагировать на внешние рыночные тенденции, университеты продолжат играть активную роль в развитии следующих поколений студентов и студенческих сообществ. Но чтобы это произошло, каждому вузу нужно выбрать свой путь и придерживаться его.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.