Технические науки7 мин.

«Проекты нужно тиражировать на другие предприятия»

Сергей Кржановский

© Фонд «Сколково»

24-25 мая в Москве прошла крупнейшая XI технологическая конференция Startup Village, организованная Фондом «Сколково» и ВЭБ.РФ. Сергей Кржановский, управляющий директор Фонда «Сколково», вице-президент по грантам, экспертизе и тендерной деятельности рассказал в интервью Indicator.Ru о том, как получить статус резидента «Сколково», какова роль грантов в развитии стартапов и как поучаствовать в программе возмещения инвестиций.

- Каким образом проходит отбор компаний-резидентов проекта «Сколково»?

  • Процесс включает несколько этапов. Работая с партнерскими вузами и сообществом стартаперов, мы сами находим перспективные проекты, которые представляют интерес. Также компании, которые знают о нас и наших преимуществах, могут самостоятельно подать заявку на получение статуса участника проекта «Сколково». В обоих случаях процедура подачи заявки происходит через личный кабинет на сайте Фонда. Далее уже происходит квалифицированный отбор. На «формальном» этапе мы проверяем заявки и определяем, какому направлению и инновационному приоритету Фонда «Сколково» данный проект соответствует. Всего есть четыре направления: биомедицинские технологии, информационные технологии, передовые промышленные технологии, энергоэффективные технологии. В каждом направлении есть несколько инновационных приоритетов, определение приоритета нужно для подбора эксперта из пула Фонда. Так, в направлении биомедицинские технологии таких приоритетов 40, в ИТ – 47, в энергоэффективных технологиях – 49, а в передовых промышленных технологиях – 90. Следующий этап - внешняя экспертиза. Оценка проекта производится исходя из перспектив коммерциализации продукта и его конкурентных преимуществ на рынке. Оцениваются также компетенции команды, которая будет развивать проект – насколько их компетенции совпадают с задачами проекта. Если по итогам анонимного голосования получен положительный результат от большинства экспертов, компания считается успешно прошедшей независимую экспертизу и получает право подачи заявки на статус участника «Сколково». Процесс независимой экспертизы занимает 10 дней, но также у Фонда есть более быстрый механизм рассмотрения заявок соискателей статуса на экспертной коллегии после прохождения недельной программы обучения на коммерческой основе, называется такая программа «Fast Track». Экспертиза проводится онлайн в течение 20 минут, ровно за это время команда делает питч перед экспертами и отвечает на их вопросы. Независимо от выбранной программы, стандартной или «Fast Track», остается неизменной анонимность экспертов для команды стартапа и даже для организаторов. Выбирая платную программу, соискатель получает развернутую обратную связь от экспертов и быстрое решение по заявке.

- Каковы стартовые требования к потенциальным компаниям-резидентам?

  • Фонд принимает к себе «на борт» компании разного уровня, сообразно их технологическому развитию и размеру. При этом есть ряд ограничений, которые закреплены в законодательстве, в частности они связаны с размером выручки и объемом финансово-хозяйственной деятельности претендентов. Но в первую очередь, мы, конечно, смотрим на продукт и технологию, на их соответствие приоритетным направлениям. Если у проекта готов только прототип, но есть очевидные перспективы и хороший бэкграунд членов команды - в идеале наличие научных публикаций и разработок в той же области, мы его рассмотрим.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о процедуре получения грантов?

  • Сегодня в Фонде есть несколько видов грантов. Самый востребованный – микрогранты – это гранты до 1,5 млн рублей (это максимальный размер одного гаранта, а общий размер финансирования в течение одного календарного года одного участника по данной программе не может превышать 4 млн рублей). Эта мера поддержки рассчитана на компании ранних стадий, штатная численность которых составляет от 3 до 50 сотрудников, а выручка не превышает 50 млн рублей за предыдущий год. Процедура получения предельно простая - компания подает заявку через личный кабинет, получает доступ к девяти направлениям поддержки, таким как создание прототипов и проведение испытаний, участие в конференциях, защита интеллектуальной собственности, создание маркетинговых материалов и др. Также у нас есть гранты на «доращивание» в размере 7 млн рублей, предоставляемые компаниям, которые приняли участие в акселерационных программах или конкурсах, проводимых Фондом совместно с индустриальными партнерами и заказчиками. Кроме того, Фонд на протяжении последних нескольких лет является оператором грантовых программ для ФОИВ.

- В чем специфика этой деятельности и можно ли привести конкретные примеры?

  • В рамках федерального проекта «Цифровые технологии» мы осуществлем поддержку проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы путем внедрения сквозных цифровых технологий при создании отечественных продуктов, сервисов, платформенных решений (Постановление Правительства РФ №555 от 3 мая 2019 года). Здесь процедура немного отличается от наших - получателем гранта выступает заказчик проекта в определенной отрасли, а сам проект должен носить характер пилотного. Также Фондом «Сколково» осуществляется поддержка пилотных проектов апробации технологий ИИ в приоритетных отраслях (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 г. № 767). Заказчик, претендующий на получение гранта, подает заявку совместно с разработчиком. Таким образом, при рассмотрении заявки мы понимаем, кто будет разрабатывать решение для последующего внедрения. Для нас важно, чтобы проекты, которые мы поддерживаем, в перспективе тиражировались и на другие предприятия. Также Фонд предоставляет поддержку дизайн-центрам в области микроэлектроники - здесь «Сколково» выступает оператором для Минпромторга России. Размер грантов составляет от 10 до 50 млн рублей. Резюмируя вышесказанное, сегодня у нас 5 разных направлений грантовой поддержки, два из которых реализуются Фондом самостоятельно, и три, где мы выступаем оператором для ФОИВ.

- Какие программы поддержки стартапов есть в «Сколково»? Расскажите, пожалуйста, о программе возмещения инвестиций в рамках «Платформы университетского технологического предпринимательства. Каковы условия?

  • Да, действительно, мы являемся одним из операторов федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», реализуемого Минобрнауки России – снижаем вдвое финансовый риск инвесторам, возмещая часть инвестиций (до 50%) в студенческие стартапы. Установлены определенные критерии, под которые должен попадать такой стартап: не менее 10% в уставном капитале должно принадлежать либо студенту, либо выпускнику, либо сотруднику вуза из числа профессорско-преподавательского состава, самому вузу, либо стартап-студии, созданной в рамках федерального проекта. Важно, чтобы проект имел элементы научно-технической новизны и потенциал коммерциализации, соответствовал концепции технологического развития. Если стартап этим критериям удовлетворяет, он может обратиться к нам по программе возмещения инвестиций - подать заявку и указать объем привлекаемых от инвесторов средств. После успешного прохождения экспертизы мы заключаем договор со стартапом о порядке несения расходов за счет инвестиций. Далее свой запрос подает инвестор и, по итогу его положительного рассмотрения, Фонд Сколково заключает договор с инвестором о возмещении части затрат физического лица и выплачивает возмещение инвестиций, получив подтверждение соответствующих изменений в капитале стартапа. Минимальный объем инвестиций для получения возмещения - 500 тысяч рублей. Максимально мы можем возместить до 20 млн рублей по одному договору. При этом размер возмещения не должен превышать совокупную сумму НДФЛ, которую инвестор выплатил за три предшествующих года.

- Оказывает ли «Сколково» поддержку стартапам при выходе на международные рынки?

  • Да, это один из наших приоритетов – помогать компаниям находить заказчиков и поставщиков оборудования за рубежом. Этим занимается международный департамент Фонда. Для участников проекта «Сколково» мы оказываем услуги «бизнес-миссии» по организации отраслевых В2В и B2G встреч с потенциальными партнерами в рамках международного мероприятия или выезда в целевую страну. У Фонда есть офис в Китае с хорошими результатами работы и приличным количеством партнеров и заказчиков. Это было ценно в период пандемии и особенно ценно сейчас, в условиях санкций, когда компании лишились возможности получать импортные комплектующие из западных стран. Фонд оказывает им поддержку, осуществляя поиск аналогов в дружественных странах Юго-Восточной Азии, Индии, ОАЭ и др. То есть мы здесь решаем двойную задачу - продвижения наших компаний на международном рынке и содействия в поиске альтернативного импорта необходимых компонентов.

- Должен ли стартап регулярно подтверждать свои показатели?

  • По результатам ежегодной отчетности мы контролируем то, чем занимается компания, соответствует ли она правилам исследовательской деятельности Фонда и не нарушает ли их. Мы также проводим мониторинг по широкому спектру показателей: динамика роста компании и ее экосистемы, количество рабочих мест, выручка по итогам года, объем инвестиций, регистрация объектов интеллектуальной собственности и др.

- Могут ли стартапы из Сколково «выстрелить» как драйверы импортозамещения? Есть ли разработки, которые позволяют заместить иностранные технологии?

  • Безусловно, могут и уже «выстреливают». Сегодня по целому ряду отраслей мы участвуем в импортозамещении. В первую очередь, это все, что связано с программным обеспечением, например, замещением MES-системы и др. Есть компании, которые успешно себя зарекомендовали на рынке нефтесервисных услуг, в агросекторе, где полноценно замещают ушедшие технологии. На сегодняшний день резиденты Сколково активно занимают освободившиеся ниши в самых различных технологических сегментах, таких как телекоммуникации, энергетика, добыча и др.

- Насколько критично на стартапах Сколково сказались санкции? Как это повлияло на политику отбора и поддержки стартапов?

  • В первую очередь, многие наши компании лишились выхода на международные рынки и доступа к инвестициям международных венчурных фондов, которые сегодня ушли с российского рынка. Так же они лишились доступа к целому ряду технологий и комплектующих, о чем я уже говорил. Что касается политики отбора и поддержки стартапов, то сейчас в условиях санкций мы смягчили требования: если ранее мы смотрели компании с точки зрения перспективы коммерциализации продукта не только на российском, но и на зарубежном рынках, то сейчас оцениваем такие перспективы преимущественно внутри страны, а при оценке конкурентных преимуществ мы сравниваем продукт или технологию стартапа с доступными на российском рынке аналогами.
Автор:Indicator.Ru