Гуманитарные науки5 мин.

Прощай, бакалавриат, здравствуй, специалитет

© kremlin.ru

21 февраля состоялось обращение президента Федеральному собранию. Владимир Путин заявил о возвращении к «традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием». Срок обучения тогда составит от четырех до шести лет в зависимости от направления. Правительство и парламентарии еще будут вносить поправки в законодательство, но представители научно-образовательной сферы уже высказывают свое мнение о переменах. Подробнее — в нашем материале.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что новая система будет предполагать бесплатное поступление в магистратуру после любого базового высшего. Другими словами: пока поправок в законодательство нет, но планируется, что выпускник специалитета сможет подать на конкурс на бюджетное место в магистратуре — как бакалавр сегодня. Для магистратуры и ординатуры, по словам Фалькова, появится понятие «специализированное или углубленное высшее образование».

С 29 декабря 2012 года по закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура относится к третьему уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации. Сейчас аспирантуре ничего не грозит — она сохранится. По словам Владимира Путина, будет выделена в отдельный уровень подготовки.

Студентам бакалавриата бояться также нечего: все продолжат обучение по своим программам. Правительство отметило, что не подлежат пересмотру дипломы о высшем образовании тех, кто уже прошел обучение по действующим программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Также Путин отметил, что новая система должна объединить лучшие практики советского подхода к образованию и современного опыта. «Повторю еще раз: возможности, а не проблемы», — перевод на новые программы должен быть «плавным». Валерий Фальков в своем разговоре с журналистами подчеркнул, что изменения в работе преподавателей и студентов из-за новой системы будут минимальны.

О переходе на специалитет — «выходе из Болонской системы» — много говорили летом 2022 года. Например, ректор МГУ и глава Российского союза ректоров, Виктор Садовничий, последовательно выступавший против повсеместного разделения бакалавриат-магистратура с самого начала, тогда заявлял о целесообразности специалитета для многих направлений — основываясь и на советском, и на зарубежном опыте: «Так, дающие политехническое образование инженерные школы Франции (а их более двухсот) и сегодня реализуют 5-летние программы, выдавая диплом инженера, который соответствует уровню магистра. А в Китае, например, есть возможность выбора обучения по программам пятилетнего специалитета или двухуровневой системе "бакалавр плюс магистр". И после обеих траекторий возможно продолжение обучения в аспирантуре». А ректор Ярославского государственного университета Александр Русаков отмечал, что у разных подходов есть свои преимущества: «Я думаю, попытка сказать, что все, что было, — гораздо лучше, чем сейчас, — наверное, это не совсем правильно. Опять же, для гуманитарных дисциплин, например, Болонская система подходит ничуть не хуже, чем система советская. Если говорить про те специальности, которые связаны с инженерной деятельностью, с обороноспособностью страны, с военно-промышленным комплексом, то, конечно, специалитет, на мой взгляд, привлекательнее».

Сейчас, до поправок в законодательство, начальный этап академической квалификации в России — бакалавриат. Это традиционно для стран, участвующих в Болонском процессе, встречах и соглашениях между европейскими странами с целью обеспечить сопоставимые квалификации высшего образования. Россия к нему присоединилась в 2003 году, частично адаптировав под себя. Например, остался специалитет и некоторые вузы не выдавали к диплому приложение европейского образца. 6 июня 2022 года в Минобрнауки объявили: все российские вузы исключены из Болонского процесса.

Впрочем, Россия не была участником Болонской системы, напомнил Фальков: «Я бы не привязывался к ней, потому что мы туда не входили, и поэтому выходить оттуда мы не можем». Глава Минобрнауки также отметил, что хотя «мы возьмем лучшее из советского периода», новая система высшего образования в РФ не будет «возвратом к прошлому». Заметим, что министр просвещения Кравцов же после сегодняшнего заявления президента высказался резко: «Болонская система, особенно в педагогическом образовании, не работает».

Как вузы отреагировали на планы рывка к специалитету?

Мы связались ректорами нескольких российских университетов, чтобы узнать их мнение о переходе к новой системе образования. Ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Николай Кропачев разъяснил: «Президентом предложено ввести вместо четырехлетнего бакалавриата и пятилетнего специалитета программы подготовки специалистов с высшим образованием. При этом магистратура сохраняется, а аспирантура становится отдельным уровнем профессионального образования (в настоящее время это третий уровень высшего образования)». Николай Кропачев отметил, что придется пересмотреть всю нормативно-правовую базу: законодательство, перечни направлений подготовки и специальностей высшего образования и федеральные государственные образовательные стандарты. Но, по мнению ректора СПбГУ, волноваться не стоит: «Переход к новой системе будет плавным и постепенным», — а сам вопрос обсуждается давно. Как минимум, отметил Кропачев, изменения произойдут точно не в этом учебном году.

Инна Шевченко, ректор ЮФУ, рассказала: «Процесс перехода должен учитывать все аспекты, прежде всего права обучающихся разных уровней подготовки: и бакалавриата, и специалитета, и магистратуры, чтобы все дипломы имели соответствующий статус и были востребованы в будущем». От университетов теперь потребуется больше гибкости и автономии. Конструировать новые программы нужно «в полной связке с партнерами, с пониманием запросов отрасли и, конечно, с ориентацией на тех молодых ребят, на те фундаментальные исследования, чтобы обеспечить им творчество, свободу и качественное высшее образование».

Шевченко подчеркнула: «В ЮФУ порядка 15% программ с пятилетним сроком обучения. Здесь важно говорить о том, что базовая часть подготовки будет носить фундаментальный характер, а узкая специализация будет реализовываться в программах магистратуры и ординатуры».

Прокомментировал изменения и ректор Самарского университета имени Королёва Владимир Богатырев: «Уверен, что при переходе будет учтен тот опыт, который был получен в рамках Болонской системы. Сейчас как никогда важно сделать акцент на качестве образования. В условиях всеобщей цифровизации необходимо дальнейшее внедрение базовых ИТ модулей во все программы обучения. Кроме того, считаю, что студенты должны получать предпринимательские компетенции и после окончания университета обладать необходимыми знаниями и опытом для реализации стартап-проектов. Изменение системы высшего образования будет способствовать решению этих задач».

Тем временем Липецкий технический университет уже анонсировал изменения — в количестве направлений. Ректор университета Лилия Загеева отметила: «Мы пока не знаем, сколько времени займет процесс подготовки нормативных актов и федеральных образовательных стандартов, которыми будут руководствоваться университеты при модернизации образовательных программ. Понятно, что изменения коснутся количественного соотношения направлений». Сейчас в ЛГТУ 97 программам бакалавриата, 55 магистратуры и 15 специалитета.

В Томске же считают, что национальная система со специалитетом «прозрачнее», чем Болонская, и надеются на хорошую «юридическую проработку». Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский отметил: «Возвращение к национальной системе образования — более понятной, прозрачной — позволит реализовать весь потенциал национальной высшей школы, при этом будут сохранены все права студентов и нынешних, и уже выпустившихся, переход на национальную систему будет плавным и постепенным, с достаточной юридической проработкой». Судя по всему, российские ректоры положительно воспринимают изменения. Теперь остается ждать, к чему приведут перемены и смогут ли они «подтолкнуть» российское образование вперед.

Автор: Александра Абанькова

Автор:Indicator.Ru