Среди фильмов нашли шелк и наждачную бумагу
Российские психологи изучили ассоциации между тактильными ощущениями и восприятием кино. В результате у участников эксперимента шелк ассоциировался с фильмами с элементами красоты, а наждачная бумага — с фильмами с элементами уродства. Статья опубликована в журнале Multisensory Research.
Авторы работы рассматривали кросс-модальные ассоциации — способность человека к образному или метафорическому мышлению. То есть мы можем воспринимать цвет как «сочный» или «холодный», а звук — как «высокий» или «плоский». Эта чрезвычайно гибкая способность является одной из основ нашего комплексного мышления.
Читайте также
«Мы исследовали природу кросс-модальных ассоциаций между тактильными ощущениями и кинематографической эстетикой. Оказалось, что частично эти ассоциации существуют за счет эмоциональных репрезентаций о добром и злом, прекрасном и безобразном, сладком и горьком и так далее. Например, материал, который люди оценивают как сладкий, ассоциируется у них с фильмом, который они тоже оценивают как сладкий. То есть наши эмоциональные и семантические репрезентации работают как своеобразный клей, соединяя ощущения из разных модальностей», — рассказала Марина Иосифян, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
Респонденты просматривали отрывки из фильмов, а затем на ощупь выбирали среди разных материалов (стекла, металла, резины и других) те, которые ассоциировались у них с этими фильмами. После этого они оценивали фильмы и материалы по разным эмоциональным шкалам. Например, злой-добрый, счастливый-несчастный, отвратительный-приятный, красивый-уродливый. Самая сильная ассоциация была между фильмом Лукино Висконти «Смерть в Венеции» и шелком, а самая слабая — между фильмом Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» и наждачной бумагой.
«Мы планируем найти нейрокорреляты феномена, который обнаружили, с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии», — заключила Марина Иосифян.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.