Российские древности: ботик «Фортуна»
Обычно, когда мы пишем про древности европейской части нашей страны, мы пользуемся правилом, что пока мы стараемся описывать памятники до XVI века включительно: слишком уж много архитектурных сооружений дошло до наших дней от XVII века, особенно от второй его половины (редкие шатровые храмы — отдельный разговор). Однако сегодня мы расскажем именно о древности самого конца XVII века, древности села Веськово, что в нескольких километрах от Переславля-Залесского Ярославской области. Она уникальна и стоит отдельного рассказа.
Так что же такого находится под Переславлем, если в самом городе есть постройка аж середины XII века — один из двух сохранившихся старейших храмов эпохи Юрия Долгорукого (в ближайшие недели мы напишем о Спасском соборе с его условной датой, 1152 годом).
Там находится, кажется, первый в государстве российском провинциальный музей, усадьба с отдельным Ботным домом, выстроенным в 1803 году, где расположен единственный большой экспонат: ботик «Фортуна». Он же ботик Петра Первого.
Впрочем, когда речь заходит о ботиках Петра Первого, сразу же нужно оговориться: их до наших дней сохранилось два. Один — «дедушка русского флота», английский бот «Святой Николай», который когда-то купил двоюродный брат деда Петра, боярин Никита Иванович Романов для речных прогулок, затем его в 1688 году нашел Петр на льняном дворе в Измайлове, повелел голландскому мастеру Карштену Бранду исправить его и освоил управление им. Так вот, это — не наш ботик. «Святой Николай» хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. А что же «Фортуна»?
Вдохновившись английским ботиком и начав играть в потешные войска, Петр решил строить потешный флот на Плещееве озере. 1 мая 1692 года потешное войско орудийным и ружейным салютом встречало рождение русского флота — спуск потешной флотилии на воду. Среди нее был и бот «Фортуна», судя по всему построенный Петром собственноручно.
После Ништадского мира император Петр Великий повелел хранить остатки ботов и галер, созданных им и его соратниками, в Веськово. Увы, потешный флот не сохранился, в 1783 году он сгорел в пожаре в Переславле.
Однако «Фортуна» оказалась действительно счастливой — она в тот момент была в Веськово и уцелела. Двадцатью годами позже открылся музей, который существует и по сей день, как и первое построенное Петром судно.
Нам осталось даже описание открытия этого музея:
«Рано поутру все духовные чины и архимандрит Никитского монастыря собрались в сельскую церковь близ города при озере, и там пред обедней прочтен публично указ Петра Первого о хранении его судов, после чего воспета сему великому основателю обширнейшего в Европе царства вечная память. Я переносился мысленно лет за сто назад, воображение мое кипело, и сердце трепетало от радости, что привел меня владыка всех миров исполнить патриотическое сие предприятие.
Духовным обрядам последовали светские угождения и пиршество отличное в шатрах. Бокалы довершили праздник, как водится, и тем исполнилось удовольствие общее. Погода благоприятствовала случаю. Солнце до самого вечера лучами своими озаряло надпись, золотыми буквами на фронтоне начертанную: "Петру 1-му усердный Переславль".
Легкие волны озера, едва движимые тонким ветром, пробегали к берегу Гремячего мыса и, омывая ступеньки здания, как бы поклонялись памятнику того, кого некогда носили на себе».
Будете в Переславле — обязательно доберитесь до музея и посмотрите на ботик и рули и другие детали прочих кораблей. Стоит побывать в центре материковой России, чтобы прикоснуться к началу русского флота.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.