Российские древности: «Церковь декабристов» в Чите
В нашей рубрике дальше Иркутска мы пока что забирались один раз, когда в своем репортаже рассказывали про петроглифы Сикачи-Аляна, которые расположены неподалеку от Хабаровска. Это объяснимо — и не тем, что автор рубрики и его коллеги не добирались до Владивостока или Петропавловска-Камчатского, а тем, что Дальний Восток России архитектурно обычно очень-очень юн. Однако совсем недавно нам удалось повидать самый настоящий памятник архитектуры, которому через семь лет исполнится четверть тысячелетия. По московским меркам это немного, но для Читы это седая древность.
Наш сегодняшний рассказ — про здание филиала Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. К. Кузнецова, который называют «Церковь декабристов». Именно так называется этот музей, однако в 1776 году эта деревянная церковь была построена на пожертвования горожан и освящена во имя Михаила Архангела. Сейчас это древнейшая постройка города.
На момент возведения церкви городу едва ли исполнилась сотня лет. По крайней мере, первое датированное упоминание о населенном пункте в этом месте относится к 1687 году, когда полномочный посол Федор Головин писал нерчинскому воеводе Власову: «На плотбище, на усть Читы реки от подрядных людей для прокормления Великих Государей соправителей Ивана V и Петра I ратных людей хлеб приять». Читинская слобода впервые упоминается в 1701 году, Читинский острог — в 1711-м. Только в 1797 году, когда наша церковь уже стояла, Чита стала из острога селом, а официально «селением» стала в 1821 году, за шесть лет до события, которое принесло ей славу. Точнее, само-то событие произошло 14 декабря 1825 года, но лишь в 1827 году, когда прошло следствие и были вынесены приговоры, в Читу сослали многих декабристов, за которыми отправились их жены. Городом Чита стала в 1851 году. Тогда в ней жило всего около тысячи человек. Бурный же рост города начался с 1897 года, когда через него прошла Транссибирская магистраль. Тогда же в Чите начали появляться постройки, сохранившиеся до сих пор.
В храме венчались декабрист Иван Анненков и приехавшая к нему невеста Жанетта-Полина Гебль (до восстания она отказывалась стать его женой из-за того, что была своему любимому «не ровня» — она была модисткой, — а после восстания испросила у Николая I разрешения последовать за Анненковым и венчаться с ним; история их замужества легла в основу романа Дюма «Учитель фехтования»), а также Дмитрий Завалишин и Аполлинария Смольянинова (она была дочерью местного горного чиновника, много младше Завалишина, и венчание состоялось в 1839 году); рядом с храмом похоронена дочь Сергея и Марии Волконских Софья, умершая вскоре после рождения, и скончавшаяся в 1847 году Аполлинария Завалишина. Благодаря всему этому храм и получил название «Церковь декабристов».
Этот храм — достаточно типичный для сибирского деревянного зодчества XVIII века, с двумя срубами и двумя деревянными восьмериками, венчающими их. Увы, убранство церкви не сохранилось: в советское время она была закрыта (спасибо, что не разобрана на бревна), а в 1971 году пустующее и заброшенное здание передали местному краеведческому музею.
Почти полтора десятка лет в новообретенном филиале проводились какие-то выставки, а в 1985 году, к 160-летию восстания, в храме обустроили музей декабристов, им он и остается до сих пор.
Как музей декабристов он неплох, содержит некоторые подлинные вещи декабристов (часы Николая Бестужева, шкатулку Марии Волконской и другие), хорошо описывает жизнь и быт декабристов в ссылке — но за этим потерялась история самого храма.
Например, мало кто из читинцев знает (и на экскурсии в музее об этом не рассказывали), что в этом храме венчался полюбивший сестру милосердия Анну Ланскую, давшую обет безбрачия, и убедивший ее от него отказаться работавший в 1904 году в эвакуационном госпитале в Чите выдающийся врач Валентин Войно-Ясенецкий, он же — архиепископ Лука, одновременно единственный священнослужитель, удостоенный Сталинской премии («за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах „Очерки гнойной хирургии“, законченном в 1943 году, и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в 1944 году»), и доктор богословия 1959 года. А это нехорошо.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.