Российские древности: церковь Воскресения Христова в Матигорах
Когда-то Матигоры были одним из первых новгородских опорных пунктов на Двине. Так, уникальный Захариинский паремейник 1271 года был написан в Великом Новгороде для церкви святых Бориса и Глеба «на Матигоре за волок». В XV столетии Матигоры в числе других северных новогородских владений перешли под власть Московского государства. Около 1597 года в Верхних Матигорах (так назывался куст деревень, были еще Нижние Матигоры) устроили две деревянные церкви: Никольскую и Параскевьевскую с Ипатиевским пределом. В 1652 году их разобрали, выстроив новые, которые в 1685 году сгорели при пожаре. И вот в 1686–1694 годах на их месте была выстроена каменная церковь Воскресения Христова.
О ее строителях стоит рассказать подробнее. В 1682 году Холмогорскую епархию возглавил архиепископ Афанасий. Благодаря его энергии в Холмогорах были выстроены Спасо-Преображенский собор и Успенский женский монастырь, каменный Архиерейский дом и Казенный приказ, сада, ветряная мельница. Исследователи связывают с его именем формирование самобытного поморского каменного зодчества, развитие в регионе народного искусства и ремесел. Афанасия Холмогорского можно считать и соратником Петра I: в 1701 году царь вызвал его на строительство Ново-Двинской крепости; владыка давал советы воеводе князю А. Г. Прозоровскому, как лучше оборонять Архангельск от шведов, за что после победы получил от царя в подарок трофейные шведские пушки и флаг.
На строительстве церкви в Верхних Матигорах трудились братья Федор и Иван Спиридоновичи Стафуровы (или один Федор). Афанасий Холмогорский писал о них в одной из депеш в Москву: «…домовых первостатейных детей боярских каменных дел подмастерьев Федора да Ивана Стафуровых, которые у многих дел каменного Вашего великого государя строения на Москве и у города Архангельска бывали и в дому моем с началу и до совершенства каменного строения в присмотре подмастерьями были ж». Стафуровы считаются строителями первых каменных построек в Холмогорах. Что же касается церкви в Матигорах, то архиепископ Афанасий не только освящал ее после окончания строительства, но и лично его контролировал: «смотрел каменную церковь и с земли то дело похвалил, а вверху, говорил, не делом сделано, шеи основаны не крепко на дугах, и то велел покрепить...» Надо сказать, что при возведении храмов в своей епархии Афанасий Холмогорский часто указывал, где ставить печь в храме, размещать храмовую икону, рисовал чертежи алтаря и т. д.
Итак, после восьмилетнего строительства 10 июля 1694 года архиепископ Афанасий освятил пятиглавый одноэтажный столпообразный храм. Главы, крытые лемехом, увенчивали железные кресты. Над папертью была возведена трехъярусная колокольня с «шестисаженным шпицем», также завершенным железным крестом. В 1708 году к храму был пристроен теплый придел Святой Великомученицы Параскевы, в 1765-м — освящен второй теплый придел во имя святителя Николая Чудотворца. Сложившаяся к этому периоду архитектурная композиция храма сохранилась без перестроек до наших дней.
Приведем обширную цитату из статьи ученых и исследователей В. А. Булкина и О. В. Овсянникова «В окрестностях Холмогор» (1983 год). «Матигорский Воскресенский храм — типичная постройка конца ХVII в., что проявляется в четкости планировочной структуры ансамбля (строгая симметрия), и в конструкции сомкнутых сводов и пятиглавий, и в декоративном решении оформления фасадов. Венчающие части здания, окна, порталы имеют изысканное кирпичное обрамление. Особенно эффектно решены перспективные порталы —«бусины» с поясками, перехватами, тягами, выемками. Своеобразна и вертикальная композиция постройки, завершение ее фасадов: стены четверика венчаются декоративным фризом из пяти полукруглых профилированных дуг, опирающихся на кронштейны. Зодчий воспроизвел древний прием позакомарного завершения, но никакой связи с конструкцией здания эти полукружия не имеют и носят чисто декоративный характер. На основном четверике здания стоит четверик меньших размеров, на нем помещены барабаны глав.
Боковые грани меньшего четверика также обработаны полуциркульными кокошниками. Наконец, основание каждого из барабанов обрамлено небольшими кокошниками. [\…]\ Колокольня имеет отдельный вход, по каменным ступеням можно подняться на ярус звона, с которого открывается головокружительный вид на окрестности: здесь и ближайшая к храму деревня Хетка, и река Матигорка, засеянные, убранные или заснеженные (в зависимости от сезона) поля, и находящийся в семи километрах Спасо-Преображенский собор в Холмогорах. Трапезная, в которую можно попасть, войдя в храм через паперть, представляет собой большое помещение с низким массивным потолком, освещаемое небольшими окнами, прорезанными в толстых стенах. Низкий потолок при относительно большой площади помещения— это традиционный прием, применяемый при строительстве храмов на Севере, позволяющий обогреть и сохранить тепло в помещении».
Ну а что же дед великого нашего ученого Михаила Васильевича Ломоносова? По разным данным, Иван Сивков был псаломщиком или дьяком церкви Воскресения Христова в Верхних Матигорах. Его младшая дочь Елена и стала в 1711 году матерью Ломоносова. «Как дочь церковнослужителя, она знала в доступной мере грамоту и высоко ценила ее... Она развила в сыне своем любовь и усердие к молитве и рвение к полезным знаниям, начиная с грамоты, она дала ему первое ознакомление с буквами, цифирью и складами, она же затем настояла отдать свое детище для полного научения грамоте уже под руководством церковного дьячка, она с плотью и кровью сообщила ему задатки живейших внутренних стремлений». (Из статьи известного русского генеалога Б. М. Модзалевского «Род и потомство Ломоносова», 1911 год).
И если Елену Ивановну выдали замуж за Василия Дорофеевича Ломоносова в деревню Мишанинскую (ныне село Ломоносово) и с Матигорами ее после смерти отца (примерно в 1707году) больше ничего не связывало, то вот младшая дочь ее Мария была выдана замуж за крестьянина одной из деревень Матигорского куста. И именно в Матигорах у Марии и Евсевия родился сын Михаил — тезка и племянник ученого Михаила Ломоносова. Ломоносов взял восьмилетнего племянника к себе в Санкт-Петербург, определив в Академическую гимназию. «Поверь, сестрица, что я об нем стараюсь, как должен добрый дядя и отец крестный[…] не сомневаюсь, что он через учение счастлив будет», — писал Ломоносов сестре. Что же, русский физик и математик Михаил Евсеевич Головин (1756–1790) оставил заметный след в истории развития математического образования в России как автор учебников по арифметике, геометрии, тригонометрии и механике.
_ Текст: Александра Шапиро_