Российские древности: кенорецкий мост
Чтобы добраться до деревни Измайловской, нам пришлось съехать с трассы Каргополь — Плесецк и заехать на территорию Кенорецкого национального парка. Около 30 километров грунтовой грейдерной дороги, одна понтонная переправа (платная, готовьте наличные деньги) — и мы доезжаем до деревни, относящейся к муниципальному образованию Коневское Плесецкого района Архангельской области. А точнее — до противоположного берега реки и до моста к деревне.
Сейчас по этому древнему мосту проезда нет, хотя еще лет десять назад формально он был проезжий. Ныне — только пешеходы и люди с велосипедами в руках. Почему так — понятно, древний (известный еще с XVIII века) мост находится в аварийном состоянии. Пока что все призывы к властям выделить средства на его реставрацию уходят в пустоту. А ведь еще десяток лет назад он вполне мог выдержать легковой автомобиль или скорую помощь.
Мост через реку Кену относится к мостам так называемой ряжевой, или ряжной, конструкции — он построен на четырех ряжах, пятистенных срубах в форме лодки, построенных на дне реки, заполненных камнями, на которые опираются опоры моста.
«Носы лодки» направлены в сторону, откуда течет река, — это помогает справляться с ледоходом. Такая форма мостов считается одной из древнейших — судя по археологическим изысканиям Айвара Степанова, так были построены, например, первые мосты Х века через Волхов в Великом Новгороде (пятистенный сруб, заполненный камнями).
Мост ведет прямо к полуразрушенной церкви Параскевы Пятницы в селе Измайловском и ее колокольне. Несмотря на то что часть храма представляет собой лишь стены, церковь — действующая и ухоженная.
Мы надеемся, что разрушающийся мост все-таки привлечет внимание властей Архангельской области и они найдут возможности для восстановления уникального памятника деревянного зодчества.