Российские древности: храм Иоакима и Анны в Можайске
Давайте для начала сделаем лирическое отступление и напомним нашим читателям, кто такие Иоаким и Анна.
Для человека невоцерковленного чаще всего из евангельских персонажей на слуху сам Иисус, его родители Мария и Иосиф, ну и апостолы с Иудой и Понтием Пилатом. Однако на Марии и Иосифе земная родословная Господа не заканчивается. Иоаким и Анна — это родители Богоматери, Девы Марии. Таким образом, это дедушка и бабушка Иисуса Христа. По житийной литературе в биографиях этих героев есть путаница. Мы знаем, что Иоаким был потомком Давида («Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери»), а Анна происходила от первосвященника Аарона. Это очень символично, ибо получается, что Иисус был потомком (в человеческом изводе) как царской, так и священнической линий Священного Писания.
Конечно же, Дева Мария, Богоматерь, не могла родиться просто так. История рождения ее описывается в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Согласно ему, Анна и Иоаким были в браке уже 50 лет без детей, после чего у Иоакима случился конфликт с первосвященником по поводу того, что он «не создал потомства Израилю». Иоаким удалился в пустыню, где произошло Благовещение — ему тоже, как и потом его дочке, явился ангел и сообщил: все в порядке, бесплодию конец, возвращайся домой.
Анна вышла его встречать у Золотых ворот Иерусалима, именно там она его обняла и поцеловала:
«И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме».
Иоакиму и Анне, часто вместе, посвящают храмы. В православии для них есть особый термин: Богоотец. Вот что пишет иеромонах Ириней: «В богослужебных текстах сегодняшнего праздника оба они — Иоаким и Анна — нередко обозначаются одним словом — родители, святая двоица, Богоотцы. Хотя рождает только Анна, но Иоаким как будто рождает вместе с ней; хотя отцом в собственном смысле слова является только Иоаким, но Анна, как неразлучная с ним, поминается в том же слове — Богоотец. Двое — как одно, святая двоица рождает, питает, воспитывает и вводит в храм Божественную Отроковицу.
Они уже не двое, но одна плоть (см.: Мф. 19: 6). Святые Иоаким и Анна являют пример исполнения заповеди, которую Бог дал Адаму в Раю: "Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2: 24)».
Иногда эти имена сливаются и в топонимике: московская Якиманка получила название именно по храму Иоакима и Анны. Но давайте вернемся в Можайск.
Судя по всему, первый храм на этом месте был выстроен из белого камня в 1390-х годах (по другим данным — в начале XV века). Однако первое упоминание о находившемся тут Якиманском (Иоакимо-Анненском) монастыре относится лишь к 1504 году. В XVI веке он был одним из 10 монастырей, окружавших и защищавших Можайский кремль и одним из 17 можайских монастырей (ныне в Можайске из них сохранился лишь Лужецкий, рассказ о котором нам еще предстоит). Наш же монастырь попал «под раздачу» указа Екатерины 1764 года о монастырской реформе и был упразднен.
О первом храме известно не очень много, и сохранилось от него чуть. Мы знаем, что на каком-то этапе к храму был пристроен теплый белокаменный придел Леонтия Ростовского, который затем был перестроен в 1760-х годах из кирпича в интересной форме храма «под колоколы».
Сама же церковь к XIX веку сильно обветшала и в итоге в 1867 году была разобрана, в результате чего придел превратился в самостоятельный храм имени Ахтырской иконы Божией Матери. И вот как раз общая стена придела и Якиманского храма, которая до сих пор выделяется белым камнем и контрфорсами в храме XVIII века, и осталась от самой первой каменной церкви Иоакима и Анны конца XIV века.
Рядом же в 1867–1871 годах по проекту архитектора Казимира Викентьевича Гриневского, автора проекта перестройки московского храма Владимира в Старых Садех и других интересных храмовых и гражданских построек по Москве и Московской области (храм Всех Святых в Серпухове, храм того же посвящения в Ивановском, Комиссаровское техническое училище в Москве), выстроили новый храм, колокольня которого, надстроенная двумя десятилетиями позже по проекту П. Г. Егорова, стала новой вертикальной доминантой в Можайске — его прекрасно видно от Кремля.