Российские древности: храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
Местность в Москве, ограниченная улицами Бакунинской, Малой Почтовой, Большой Почтовой, Гастелло, связана с историей одной из царских вотчин.
В переписных книгах село Рубцово (Рыбцово), располагавшееся на правом берегу Яузы, впервые упоминается в 1573 году в связи с именем Протасия Васильевича Захарьина-Юрьева — стольника, входившего в круг инициаторов опричнины, троюродного племянника первой жены Ивана Грозного царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.
В октябре 1575 года Протасий Васильевич по велению царя был казнен. Исследователи выдвигают несколько версий, по которым он впал в немилость. Не будем углубляться в подробности, скажем только, что вскоре Грозный пожаловал село Рубцово Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву — двоюродному дяде Протасия Васильевича (то есть родному брату царицы Анастасии Романовны). И подобно тому, как Никите Романовичу было суждено стать дедом первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича, так и вотчине его, Рубцову, предстояло превратиться в наследную загородную царскую резиденцию.
Михаил Федорович был избран на царство в 1613 году, а в 1618 году войска Речи Посполитой предприняли попытку снова захватить Москву. Однако 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, после ожесточенного боя у Арбатских ворот враги были вынуждены отступить. В память об этом Михаил Федорович повелел возвести в Рубцове обетную деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По этому храму село стало называться «Покровским, Рубцово тож». (Современная Бакунинская улица когда-то и называлась Покровской, так как была частью государевой дороги в дворцовое село. А от села Рубцова в современной топонимии Москвы остались Рубцовская набережная и Рубцов переулок.)
Дата начала строительства в Покровском-Рубцове каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы точно не определена. Из книг патриаршего Казенного приказа и из Дворцовых разрядов известно, что праздничное освящение новой церкви, на котором присутствовал царь Михаил Федорович вместе с семьей и всем своим двором, состоялось 29 октября 1626 года. «Того же года октября в 29 день Государь Царь и Великий князь Михайло Федорович Всея Руси ходил в свое государево село в Рубцово для освящения церкви Пречистыя Богородицы Покрова». С того же времени рядом с основным объемом церкви существуют и приделы Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского.
Вот что пишет историк, искусствовед, специалист по русской архитектуре первой трети XVII века Ю.В. Тарабрина о Рубцове и о храме: «…С Рубцовым связывалось воспоминание о причине возвышения рода Романовых, так как это село было пожаловано Иваном Грозным… деду Михаила Федоровича. Как известно, решение Собора Всея Земли во многом определило именно родство Романовых с царями Иоанном Васильевичем и Федором Иоанновичем, создавшее иллюзию династической преемственности. Таким образом, церковь Покрова имела значение не только как памятник победы, положившей конец Смутному времени, но и как памятник утверждения Романовых на троне, косвенно указывающий на причину их воцарения — родство с последними московскими Рюриковичами. Обустраивая ближайшее к Москве свое наследное владение, новая династия вводит его в круг царских загородных резиденций, представляя, таким образом, свой род в качестве царского». («Церковь Покрова в Рубцове. Реминисценция годуновской архитектуры в раннем зодчестве времени царя Михаила Федоровича», 1999 год). Впоследствии церковь «была обращена в собор», содержавшийся на царскую ругу. В 1657 году здесь совершал богослужения патриарх Никон.
Исследователи полагают, что прототипами бесстолпного кубического храма с крещатым сводом, трехапсидным алтарем, шлемовидной главой и пирамидальной горкой кокошников были постройки так называемого годуновского периода в храмовом зодчестве (1598–1605). Чаще всего главным прототипом называют старый собор Донского монастыря, реже — церковь Троицы в Вяземах и еще реже — церковь Троицы в Хорошеве и Николы Явленного у Арбатских ворот (не сохранилась). «На фоне известных нам обстоятельств Смуты идея повторения годуновского храма в вотчине Романовых, на первый взгляд, может вызвать удивление. Если судить по ряду публицистических сочинений, после смутного времени степень дискредитации личности и действий царя Бориса должна была быть очень высокой: многими авторами он представляется как "святоубийца", узурпатор престола, гонитель Шуйских и Романовых.
Использование годуновского храма как образца можно объяснить общей атмосферой примирения и прощения, свойственной начальному этапу правления Михаила Федоровича. Ориентируясь в важной усадебной постройке на церковь годуновской вотчины, Романовы следовали по пути, уже намеченному при их венчании на царство: заимствовали форму, вкладывая в нее свое содержание. Дополнительным стимулом обратиться к примеру хорошевского храма могло быть и то, что село Хорошево числилось среди вотчин инокини Марфы Ивановны матери Михаила Федоровича» (Ю.В. Тарабрина). Тарабрина предполагает, что обетный храм Михаила Федоровича был построен по образцу годуновской церкви Троицы в Хорошеве мастерами артели, работавшей в том же стиле, что и артель, строившая храмы в Ярославле начала 1630-х годов, например, храм Николы Надеина.
В 1677 году храм был расширен, окна апсид оформлены наличниками. В 1761 году храм становится обычным приходским, но из казны на его содержание все еще выделяются средства, хотя и недостаточные. В 1787 году после осмотра храма Дворцовой экспедицией была разобрана обветшавшая звонница «о трех столбах». Вместе с пристройкой с запада новой колокольни видоизменили старинную, окружавшую храм с трех сторон, двухъярусную галерею с арками в нижнем ярусе: из открытых нижних папертей сделали закрытые трапезные для приделов. В 1822 году закрыли и верхние паперти, а пролеты нижних арок заложили.
В 1852 году историк, археолог и искусствовед И.М. Снегирев, описывая храм, обращает внимание на три древних колокола из пяти имеющихся на колокольне. На одном надпись: «Божиею милостию повелением Великаго Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русcии и благословением отца ево Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русcии и по обещанию великие Государыне иноки Марфы Ивановны слит колокол Покрову Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1637 году Сентября в 14 день»; на втором: «Me fecit Amstærodami, anno 1641 Assuerus Koster» («Меня сделал в Амстердаме 1641 года Асвер Костер»; на третьем: «Божиею милостию повелением великого Государя Царя и великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии и по благословению Великого Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руссии и по обещанию Великие Государыни иноки Марфы Ивановны слит колокол к храму Покрова Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1627 Сентября в 14 день мастер Филип Григорьев».
В 1872 году Покровская ружная церковь вместе с прилегающим к ней погостом вошла в состав Московской Владычне-Покровской Общины сестер милосердия у Покровского моста (на месте этого моста в 1954 году был выстроен современный Электрозаводский). При учреждении община получила землю бывшей дворцовой усадьбы размером в 24,105 квадратных сажен. В 1879 году по проекту архитектора П.П. Скоморошенко была выстроена каменная, с часовней, ограда храма.
В 1934 году храм закрыли и передали под электромонтажные мастерские Метростроя. Красивую ограду Скоморошенко сломали и заменили впоследствии металлической решеткой на каменных столбах — ее мы видим и по сей день.
Когда в 1961 году архитектор А.В. Ох приступил к реставрации храма, здание представляло собой печальное зрелище: обрушилась часть свода, в кирпичной кладке стен образовались крупные трещины, стены покосились. Большая часть исторических оконных и дверных проемов была заложена или растесана, в стенах — пробиты новые проемы; в число утрат вошли также белокаменные полы, архитектурные детали на фасадах и в интерьерах.
В процессе реставрации удалось восстановить большую часть первоначальных проемов, а под позднейшей кирпичной кладкой были обнаружены и раскрыты детали перспективных порталов, украшавших северный, южный и западный входы. В настоящее время богослужения в храме проводятся по старообрядному чину. При храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
Текст: Александра Шапиро