Российские древности: Малые Корелы
Первая ассоциация со словосочетанием «архитектура русского Севера» — деревянные темные дома с небольшими окошками, украшенными наличниками. В городах они барачного типа и без особых изысков, в деревнях и на окраинах — как будто сошедшие с открыток.
Почти в любом северном поселке можно увидеть старинные дома, построенные в исконно русских традициях, много деревянных церквей и часовен — и восстанавливаемых, и совсем разрушенных. Но если религиозные сооружения чаще попадают в поле зрения специалистов, то с жилыми домами все куда хуже. Посетить их удается, пройдя долгий и сложный путь по суровым северным дорогам, или же посетив музей деревянного зодчества. Один из них — архангельские «Малые Корелы».
Идея о строительстве подобного музея под бывшей столицей Северной области принадлежит главному архитектору Архангельской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской Валентину Лапину. В 1963 году предложенную им программу строительства одобрили, и 17 июля 1964 года музей официально начал свою историю. Название стало данью памяти финно-угорскому племени карелов, проживавших на территории Беломорья в XII—XIV веках. Музей занимает территорию в 140 гектаров, на которой расположены деревянные постройки по секторам: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский, Мезенский.
Сразу за центральным входом (есть еще северный) начинается Каргопольско-Онежский сектор, и первые встречающие — ветряные мельницы Онежского района. Если идти прямо, то попадаешь на площадь, где расположена пятиглавая церковь во имя Вознесения Господня с отдельно стоящей колокольней. Несколько раз в день можно слышать звон ее колоколов. Сам храм был построен в 1669 году «тщанием крестьян» в селе Кушерека Онежского района, в музей его перевезли в 1972 году. Продвигаясь в глубь сектора, слева, видим дом семьи зажиточного старообрядца Александра Пухова — последнего жильца. Его дед построил дом в 1812 году в каргопольском селе Большой Халуй. Семья давала приют своим единоверцам, странникам-беглецам, скрывавшихся от властей и официальной церкви. Внутри обустроены основные жилые помещения, а также экспозиция, посвященная строительным технологиям северных плотников.
По длинному переходу через болото мы перешли в Двинской сектор. Здесь нас снова встречают деревянные ветряные мельницы. В центральной части располагается Георгиевская церковь из села Вершина Верхнетоемского района — самая высокая постройка музея, 36 метров. Это шатровый храм, возведенный в 1672 году на средства крестьян вопреки положениям реформы патриарха Никона «церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах». Впрочем, поселение было вдали от властей, а потому постройка сохранилась и в 1971 году переехала в «Малые Корелы».
В Двинском секторе также располагается дом зажиточного крестьянина Тропинина, державшего трактир. Интересно, что крепкого алкоголя хозяева не имели, разве что заморские бутылки странной формы — если вдруг на огонек заглянет иностранец. На втором этаже устроена экспозиция, посвященная средствам сухопутным средствам передвижения. Это и богатые сани с росписью, и охотничьи нарты.
Еще мы побывали в доме Русинова — ортодоксального старообрядца. Строение и его интерьеры соответствуют: аскетизм убранства, молельня за двумя дверями (женская фигура в маленькой длинной комнате и молитва на диктофонной записи произвела весьма гнетущее впечатление).
После мы отправились в Мезенский сектор. На центральной площадке нельзя не заметить скульптуру красного коня с летящими гривой и хвостом и паучьими ногами, какого можно видеть на росписи домашней утвари. Кони вообще имеют особое место в северной деревянной архитектуре, их деревянные фигурки украшают и защищают крыши домов. Выделяется и дом Клокотова 1879 года, перевезенный из деревни Заозерье Лешуконского района. Если остальные постройки музея украшены в основном резными элементами, то этот дом еще и расписной. Также есть и изящный балкон с точеными балясинами. По бокам от него, на фронтонах, изображены львы (как и полагается, на львов вовсе не похожие), над окном сад за забором, слева от него петух, а справа гусь. Подшивка свеса крыши (внутренняя сторона свисающей части) расписана цветочным орнаментом, как и причелины.
Поскольку мезенские поселения часто располагались на высоких берегах рек, размывавшихся при половодье, требовалось укреплять почву особыми подпорными стенками. Между ними и домами строили деревянные тротуары с перилами и лесенками, спускавшимися до самой воды, у которой сооружали разные хозяйственные постройки. В «Малых Корелах» есть такой комплекс, с него открывается очень красивый вид. Рядом поставлена копия деревянного креста 1899 года из деревни Козьмогородской. Кресты на Севере не только играли религиозную роль, но и служили ориентирами на берегах рек: косая перекладина указывает своим нижним концом на юг, а верхним на север. На этом видны резные криптограммы и надписи с обычными сокращениями. У основания креста — образчик наивного искусства, череп Адама, больше похожий на современный смайл.
Считается, что Адам был похоронен на Голгофе, где впоследствии распяли Иисуса Христа. Кровь казненного Спасителя омыла череп и тем самым Он «избавил людей от греховной власти и зависимости от греха».
Последний сектор, Пинежский, в основном представлен невысокими домами с маленькими окошками, а то и вовсе заколоченными досками. Если попытаться описать людей из районов исключительно по тому, какие окна в их жилищах, то пинежский мужик был бы угрюмым и бородатым, и вообще очень грустным. В репортаже представлены далеко не все постройки и экспозиции музея, однако эти показались нам самыми интересными, чтобы посмотреть за короткое время.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.