Российские древности: Княгинин монастырь во Владимире

Усыпальница владимирских княгинь

© Алексей Паевский

О храме, построенном мужем для любимой жены, вставшем на фундаменте предшественника и успевшем побывать музеем атеизма, рассказывает сегодняшний выпуск нашей рубрики «Российские древности»

О храме, построенном мужем для любимой жены, вставшем на фундаменте предшественника и успевшем побывать музеем атеизма, рассказывает сегодняшний выпуск нашей рубрики «Российские древности».

Обычно, когда говорят о древнерусской архитектуре Владимира, подразумевают три памятника: Успенский собор, Дмитровский собор и Золотые ворота — постройки XII века. Однако есть в этом городе и несколько более поздних храмов, которые не менее интересны. Об одном из них и пойдет речь в нашем сегодняшнем выпуске рубрики «Российские древности». Тем более, что он стоит на стенах домонгольской постройки. Но обо всем по порядку.

Официально Княгинин монастырь во Владимире носит посвящение Успения Пресвятой Богородицы. Но с самого основания его называют княгининым. Дело в том, что основал его наш знакомый, князь Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за многодетную семью. Но сделал это не сам, а по просьбе своей первой жены, княгини Марии Шварновны, родившей ему всю эту дюжину. Дни княгини в 1200 году уже шли к закату, и она, видимо, попросила супруга построить монастырь, куда она могла бы уйти перед смертью. Так и был заложен первый собор монастыря.

Современный вид храма

© Алексей Паевский

Вот что пишет об этом событии Лаврентьевская летопись: «Заложи… князь великый Всеволод Гюргевич церковь камену во имя святое Богородици Успенья в манастыри княгинине». В 1202 году собор был освящен и в XIII веке служил усыпальницей владимирских княгинь. Первой здесь упокоилась сама Мария Шварновна, скончавшаяся в 1205 (или 1206) году, действительно приняв здесь постриг, а затем и схиму под именем Марфа. Сейчас она почитаемая святая. Потом здесь упокоилась и вторая супруга Всеволода, а затем обе супруги Александра Невского.

Современный вид храма

© Алексей Паевский

При этом — интересный факт — летописи сообщают о том, что одни погребения совершались «в приделе Благовещенья», а другие — «в приделе Христова Рождества». То есть уже в XIII веке в храме было минимум два придела. Интересно еще и то, что если владимирская «классика» Всеволода, Успенский и Дмитровский соборы, строились из белого камня с резьбой, то Успенский собор Княгинина монастыря был выстроен из плинфы, древнерусского тонкого кирпича (размеры 4x20x30 сантиметров, не очень похоже на наши кирпичи).

Современный крест храма

© Алексей Паевский

О первых веках истории собора мы знаем мало. Вероятнее всего, в конце XV – начале XVI века храм полностью перестроили. От здания XIII века не осталось почти ничего: фундаменты (и то не все), фрагменты стен. По-видимому, старый храм пострадал во время набега татар в 1411 году. В любом случае в грамоте Василия III 1512 года храм упоминается как «новый».

Входной портал храма XVI века

© Алексей Паевский

Единственное, что можно с достоверностью утверждать, это то, что здание XVI века почти в точности повторяет план домонгольского. Главной ценностью нового храма стали росписи 1648 года, выполненные московскими изографами. Они сохранились почти полностью.

Фрески 1648 года

© Алексей Паевский

Фрески 1648 года

© Алексей Паевский

До XX века храм дошел сильно перестроенным внешне. Кокошники ушли под скатную крышу, над куполом появился шпиль. После революции здесь вообще оборудовали зернохранилище и спецмастерскую. Наука добралась до построек в 1950-е годы.

Монастырь в начале XX века

© Общественное достояние

Обследование и реставрация вернули облик храма ко времени его второго рождения. Однако использование монастыря было весьма оригинальным: его превратили в… жилой поселок Воровского, а в храме устроили музей атеизма. Снова ожил монастырь в 1992 году и действует по сей день.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.