Российские древности: Знаменский собор Великого Новгорода
Об эпической битве новгородцев с суздальцами, чуде Знамения, иконе-комиксе и храме для икон рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».
Среди отзывов на нашу рубрику иногда приходится сталкиваться с самой разнообразной критикой, которую тем не менее можно свести к одному тэгу — #тожемнедревность. В таких случаях приходится разъяснять, что древность — это всегда понятие относительное. Любой памятник древнерусской архитектуры непристойно юн по сравнению с античным Крымом. Античная древность считается почти нашим временем по сравнению с петроглифами Сикачи-Аляна, а тот храм, о котором мы поговорим сегодня, считается безнадежно «новым» для древнего Новгорода, но для Сибири или для тех же США он был бы одним из древнейших.
Икона «Знамение»
История этого новгородского храма начинается в XII веке. В 1169 году будущий православный святой-мученик, убитый собственными боярами и, возможно, даже женой, а тогда просто владимирский князь Андрей Боголюбский решил прибрать к рукам Новгород. Недолго думая, он со своим владимиро-суздальским войском осадил город (под «городом» мы понимаем укрепленную его часть — детинец). Впрочем, сама осада случилась уже в феврале 1170 года, поскольку войско шло пешком. Некоторое время продолжалось стояние, после чего по легенде новгородцы решили применить секретное оружие — вынести на стены икону «Знамение». В соответствии с канонами, конечно, правильнее называть ее «Богоматерь Оранта».
Латинское orans означает «молящийся». Это особый канонический тип Богоматери, который очень часто можно увидеть не только на иконах, но и в монументальной живописи. Например, знаменитая «Оранта» в конхе киевской Софии стала чуть ли не одним из символов Киева. Но если на фресках и мозаиках предстоящая в молении Богоматерь с поднятыми и развернутыми к зрителю ладонями изображается сама по себе, то на иконах на груди Богородицы в круглом медальоне почти всегда изображен Христос Еммануил (Эммануил). Это имя на древнееврейском означает «с нами Бог». Именно так Бога-Сына именуют в пророчестве Исайи, и в иконографии Христос Эммануил — это не младенец, не «средовек», но мальчик.
Но вернемся к новгородцам и суздальцам. Дальше легенда рассказывает, что кто-то особо умный из суздальского войска не выдержал и пустил стрелу прямо в икону и попал Богородице в глаз. Тут уже не выдержали высшие силы и наслали помутнение на неприятельское войско. Далее показания расходятся. То ли новгородцы вломили войскам Андрея, то ли сами суздальцы в душевном смятении друг другу вломили. Может, и то, и другое. Важно, что победа была оглушительной. В плен (читай — в рабство) попало столько суздальцев, что новгородцы продавали их за бесценок — по две ногаты за голову.
Эта история несколько позже была запечатлена в знаменитейшей и очень необычной иконе-комиксе «Битва новгородцев с суздальцами» (официальное название — «Чудо от иконы "Богоматерь Знамение"»), которая пошагово описывает все вышеизложенное. Икону с таким сюжетом можно увидеть и в Новгородском музее, что в Кремле, и в Государственной Третьяковской галерее.
Храм для одной иконы
Разумеется, после этого случая икона «Знамение» стала особо почитаемой. Кстати, ее и поныне можно видеть в Софийском соборе. Это действительно выносная двусторонняя икона XII века, и при желании в ней можно усмотреть повреждение от стрелы.
В 1991 Новгородский музей-заповедник году передал свою главную новгородскую реликвию Церкви. А раньше для хранения этой иконы выстроили специальный храм. Он находился неподалеку от храма Спаса Преображения на Ильине улице (где, собственно говоря, и хранилась эта икона первые 186 лет после битвы с Андреем Боголюбским). Первая каменная постройка встала здесь в XIV веке, а к середине XVII века она перестала вмещать желающих поклониться иконе. И пришлось строить большой собор.
Пятиглавую постройку возвели в 1682—1688 годах. Строили храм на деньги казны Софийского собора, однако в 1686 году юные цари Петр и Иоанн реквизировали деньги на военные нужды. Строить стало не на что, посему новгородскому митрополиту Корнилию пришлось задействовать «административный ресурс» и попросить своего знакомого, бывшего протопопа новгородского Софийского собора, а ныне духовника Петра и Иоанна, Меркурия Гавриловича, поговорить с царями. В итоге деньги на достройку Знаменского собора выделила государственная казна. Еще один интересный факт: подобно многим стройкам второй половины XX века в нашей стране, и тут привлекли армию, в каменных работах принимали участие московские стрельцы. Дешевая рабочая сила всегда пользовалась популярностью.
Храм получился очень красивым, с иконостасом, выполненным в технике «флемованной» (то есть, сквозной) резьбы, с прекрасной росписью, с отдельно стоящей шатровой колокольней.
В XIX веке к нему пристроили богадельню и Царские врата, которые сохранились и поныне. На сводах царских врат тоже по-прежнему можно разглядеть росписи конца XVII века. Увы, их состояние удручающее, и реставрация пока не проводится. Роспись же храма более-менее сохранилась, она выполнена в 1702 году артелью костромских иконописцев во главе с мастером Иваном Бахматовым.
Кстати, богадельня сейчас, конечно, не функционирует, но применение ей нашлось самое благое. В ней базируется Новгородский центр по организации археологических исследований. Именно отсюда координируют действия на новгородских раскопках, именно здесь летом работают наши выдающиеся ученые, академики Янин и Зализняк, здесь изучают новгородскую дендрохронологию, здесь учат молодых археологов после раскопок. Так что, если вы вдруг будете в Новгороде и в разрытой земле найдете берестяную грамоту или вислую печать (а такие случаи бывают), отнесите их к Знаменскому собору.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.