Гуманитарные науки5 мин.

«Сделать общую команду вузов, не разделяя на первый-второй сорт»: Фальков рассказал о планах Минобрнауки

Министр рассказал комитету Госдумы о проблемах вузов и успехах ученых

© Министерство науки и высшего образования РФ/Pixnio/Indicator.Ru

В Государственной думе прошло заседание Комитета по образованию и науке. Главы Минобрнауки и Минпросвещения доложили об итогах работы в 2020 году и ответили на вопросы законодателей. Как в ведомстве помогли в разработке российской вакцины, что готовы сделать для студентов-иностранцев и какой видят новую аспирантуру — в материале Indicator.Ru.

23 марта на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке присутствовали сразу два министра. Первым перед депутатами выступил министр просвещения Сергей Кравцов. Он отчитался об успешной работе, которую провело Министерство просвещения, несмотря на пандемию. По словам министра, качество образования не только не упало в условиях вынужденного «домашнего обучения», но даже возросло.

Вторым доклад представил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Он рассказал об увеличении числа бюджетных мест в вузах за прошедший год. При этом новые места выделяются не равномерно по всей стране, а направляется в первую очередь в регионы. Министр обратил внимание, что количество мест в конкретном вузе может и сократиться, но это будет связано не с позицией Министерства, а с решением руководства региона. Для адекватной экспертной оценки и прогнозирования по этому вопросу Минобрнауки усиливает сотрудничество с Минфином.

«Мы сохраняем в зоне особого внимания вопросы, связанные с доступным качественным высшим образованием. В регионах количество мест увеличено на 30%, это на 9% больше по отношению к предыдущему году. Все увеличение бюджетных мест мы направляем в регионы. У нас есть правило, согласно которому мы не уменьшаем места в Москве и в Санкт-Петербурге, но увеличиваем в регионах. При этом, конечно, делаем акцент на те вузы, где качественное высшее образование», — сказал министр.

Новая задача, которая стоит перед Министерством, — сократить разрыв между вузами-лидерами и теми вузами, которые не участвовали в программах развития. Примерно 20% вузов устойчиво получали финансирование по различным программам. Сейчас, по словам Фалькова, Министерство планирует продолжать помогать вузам-лидерам, но точечно. Главная задача теперь — подтянуть региональные отраслевые вузы. «Сделать общую команду, не разделяя на первый-второй сорт», — подчеркнул Фальков. Программу министр пообещал запустить в этом году.

Среди «уроков ковида» — необходимость закрыть пробелы, которые образовались за пандемию, и переосмыслить подход к обучению иностранцев. По словам Фалькова, существующая модель не гибкая, и не студентоориентрованная. Стандартный формат обучения иностранцев в российских вузах проверку суровыми условиями не прошел.

В некоторых странах интернет — это роскошь, когда надо ехать за много сот километров, чтобы в столице снять квартиру, подключиться к интернету и послушать лекцию. Для нас это удивительно, но ведь у нас учатся студенты из почти 200 стран мира. Вот эту историю мы будем переосмысливать, мы уже запустили процесс.

Валерий Фальков
Министр науки и высшего образования РФ

Какие именно шаги будут сделаны, министр не уточнил.

Среди достижений Министерства в области науки Фальков отметил «конструктивные и добрые отношения с РАН», с подачи которой были запущены 40 научных проектов «стомиллионников». Об эффективности этих грантов еще предстоит судить, но министр уже назвал их «очень хорошими инвестициями в наши научные коллективы».

Отдельно министр выделил Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН. Его сотрудники разработали третью вакцину против коронавируса.

Мы им помогли. В это время год назад мы начали с ними обсуждать и оказали целевую помощь институту. Они смогли сбить научные группы, которые, не отвлекаясь ни на что больше, занялись целенаправленно доведением наработок. В результате 19 февраля мы с вами зарегистрировали вакцину. До конца года будет произведено 10 миллионов доз с возможностью масштабирования.

Валерий Фальков
Министр науки и высшего образования РФ

Фальков рассказал о некоторых проектах класса мегасайенс в регионах — синхротроне «СКИФ», глубоководном нейтринном телескопе Baikal-GVD, создании новых судов. Помимо признания России на мировом уровне, у этих проектов еще одна крупная цель — создать рабочие места для молодых ученых в домашнем регионе.

«Здесь идет большая невидимая работа. И хорошо, что мы это не обсуждаем, потому что обычно обсуждают то, что плохо идет», — добавил Фальков.

Фальков назвал также основные количественные показатели эффективности работы. Кассовое исполнение по нацпроекту «Наука и университеты» составило 99,2%. А эффективность по Федеральной адресной инвестиционной программе выросла по сравнению с 2019 годом на 30%. Из запланированного объема работ выполнено (построено или отремонтировано) 95,5%.

В ответ на доклад министра депутаты задали свои вопросы. Законодателей волновало в том числе сетевое взаимодействие, цены на общежития, аккредитация вузов, аспирантура и диссоветы.

Потенциал, который был заложен в программу сетевого взаимодействия вузов, по мнению Фалькова, не реализован. Отчасти это недостаток работы Министерства, отчасти — следствие консервативного настроя преподавательского состава.

«Сетевое взаимодействие предполагает равенство воль и желание сотрудничать. Если нет желания сотрудничать, если закрыта кафедра, факультет, то с позиции ректора Министерства мы получим обратную реакцию, мы получим социальное напряжение “что вы всех принуждаете сотрудничать”», — отметил Фальков.

Более того, такое сотрудничество не всегда оказывается равноправным. В качестве примера Фальков привел, не называя имен, крупный вуз, который предлагал провести программу поддержки бакалавриата регионального вуза. По итогам программы предполагалось зачислять наиболее сильных студентов в магистратуру ведущего вуза.

Среди возможных будущих мероприятий Фальков назвал пересмотр срока выбора предметов для сдачи ЕГЭ, проверку условий проведения олимпиад, пересмотр аспирантуры.

Аспирантуру можно и нужно взбодрить. Должна быть целевая аспирантура в ведущих вузах с последующим трудоустройством в научных организациях в регионах, с хорошим социальным пакетом на период обучения. Строго говоря, ничего нового, это старая добрая аспирантура, которая решала задачи в советское время. В новых реалиях разумно к этому вернуться, мы думаем в этом направлении.

Валерий Фальков
Министр науки и высшего образования РФ