Гуманитарные науки

Российские древности: Софийский собор в Вологде

Церковь, на которую обиделся Иван Грозный

Купола Софийского собора в Вологде на реставрации

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Как упавший на голову Ивану Грозному кирпич повлиял на освящение собора, зачем колокольне робот и как уникальные росписи едва не уничтожили, рассказываем в рубрике «Российские древности».

Как упавший на голову Ивану Грозному кирпич повлиял на освящение собора, зачем колокольне робот и как уникальные росписи едва не уничтожили, рассказываем в рубрике «Российские древности».

Иван Грозный все-таки был очень неординарным царем. И речь не о том, что он был женат семь раз, и не об его условной кровожадности (которая, впрочем, меркнет перед кровожадностью многих его европейских коллег). Но его публичные политические жесты, вроде ухода от царствования, – это все-таки нечто из ряда вон выходящее во все времена. Одним из таких жестов стала попытка перенести столицу из Москвы в Вологду.

Под такое дело в 1560-х годы в городе развернулось масштабное строительство. Кремль, палаты, новый огромный собор… Знаменитый немец Генрих Штаден, авантюрист, служивший у Ивана Грозного, восхищался масштабом работ: «город начат постройкой; половина стены из камня, другая — из дерева. Здесь выстроены каменные палаты; в них лежат серебряные и золотые деньги, драгоценности и соболя… Здесь лежит также около 300 штук пушек, недавно отлитых в Москве… Во время опричнины в этом городе день и ночь держали стражу 500 стрельцов».

Современный вид Софийского собора с востока

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Забавно, что кремль, который начал строиться 28 апреля 1566 года, в день святых апостолов Насона и Сосипатра, в народе получил название Насон-город – по первому апостолу. Весьма вероятно, что собор и кремль строились на новом месте, где раньше никто не жил: археологически более ранних построек тут не нашли.

В 1570 году случилось нечто очень странное. Царь «Иоанн Грозный, за свою жестокость прозванный Васильевичем», как его случайно назвали в энциклопедии Ларусса, приехал в Вологду, чтобы посмотреть практически готовый к освящению собор. И – выйдя из здания – внезапно объявляет: «В Москву, в Москву!» — и спешно уезжает.

Вот что пишет об этом «Летописец Ивана Слободского», который был составлен в начале XVIII века, но опирался на более древние записи: «Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена».

То есть, по народному преданию, со сводов Премудрости Божией упал кирпич и ударил Ивану Грозному по голове (от чего он стал еще более недобр). Грозный тут же повелел собор разобрать, потом смилостивился, но освящать храм не давал. Собственно, последний факт – абсолютная истина. Главный собор Вологды освятили только после смерти Ивана Васильевича, повелением его сына, Федора Иоанновича. Про посвящение храма стоит тоже сказать несколько слов.

Софийский собор в начале XX века

© Провинциальный альбом/Wikimedia Commons

Дело в том, что Софийским храм стал не сразу. Вероятнее всего, изначально планировалось освятить главный престол во имя Успения Богоматери, а придел – в честь св. Иоанна Предтечи, небесного патрона Ивана Грозного. Так или иначе, в 1587 году был освящен только придел – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и лишь в 1612 году собор стал Софийским.

Росписи в храме появились позже. Сначала собор успел пострадать от захвативших Вологду поляков (1612 год) и даже горел. Через три четверти века его расписала ярославская артель мастеров во главе со знаменщиком Дмитрием Плехановым. Это начали делать 20 июля 1686 года и продолжали трудиться два года. Роспись обошлась в очень крупную по тем временам сумму – полторы тысячи рублей. При громадной площади в пять тысяч квадратных метров это неудивительно. Кстати, росписи собора сохранились полностью, и сейчас доступны для посетителей. Впрочем, этого могло бы и не быть: в середине XIX века их «поновили», то есть записали свежими красками заново. С 1963 года началась кропотливая работа по расчистке первоначальных росписей.

Фрески потрясают и поныне, особенно огромная многофигурная фреска Страшного суда, исполненная во всю западную стену собора. Фреска уникальна еще и присутствием людей в западной традиционной одежде с широкополыми шляпами. Рядом с ними – восточные старцы и женщины в нарядных платьях. Так иконописцы XVII века представляли себе грешников.

В том же XVII веке около собора появилась каменная колокольня. Однако от здания 1654-1659 годов сохранился нижний ярус. В XIX веке верхние ярусы со звоном разобрали и вместо них по проекту Владимира Шильдкнехта построили самую высокую колокольню в Вологодской епархии – 78,5 метров.

Колокольня собора

© Алексей Паевский/Indicator.Ru

Сейчас она так же звонит – правда, при помощи робота-звонаря. А на самый верхний ярус поднимаются туристы – отсюда открывается удивительный вид на Вологду-город и Вологду-реку.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.