Гуманитарные науки6 мин.

«Современная молодежь сможет дожить до ста лет, значит, работать и учиться они будут дольше»

1 декабря в Нижнем Новгороде состоялась конференция Global Impact. Конференцию организована АНО «Корпоративная академия Росатома». Корреспондент Indicator.Ru съездил в Нижний Новгород и узнал, как тренды из TikTok можно использовать в высшей школе и почему делать уроки вместе со сверстниками — лучшее решение. Подробнее — в репортаже.

В чем уникальность российского образования?

В октябре 2022 году в Нижнем Новгороде открыла двери Академия «Маяк» им. А.Д. Сахарова. Это культурно-просветительский центр, который создан ГК «Росатом» и правительством Нижегородской области. Именно на площадках «Маяка» эксперты из 20 стран обменялись опытом в рамках Global Impact Conference 2022 (GIC).

«Третий раз мы собираемся в формате такой конференции и каждый раз поднимаемся на этаж выше по качеству. Нынешняя конференция посвящена образованию в наше непростое время, ведь давление на сферу знаний будет только возрастать», — поприветствовал гостей и экспертов Алексей Лихачев, генеральный директор ГК «Росатом».

Когда ученый Сахаров, как отметил Лихачев, приехал работать в нижегородский Саров, ему не было 30 лет, а его команда была еще моложе, но это им не помешало: именно эти люди сформировали новую реальность. «Черта Сахарова — это не только знания, но и отсутствие страха перед глобальными задачами», — уверен глава «Росатома».

«Когда говорят об образовании, то иногда высказываются в духе, что оно “должно быть таким, должно быть сяким”, но образование должны быть разным. В нашей стране существует советская стратегия фундаментальности образования — и, с моей точки зрения, она должна сохраняться», — считает Сергей Филонович, доктор физико-математических наук, руководитель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Сергей Ростиславович высказал мнение, что фундаментальность образования позволяет не только вырастить гармонично развитую личность, но и дать этой личности возможность выбрать любую профессию.

Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи, согласилась с тем, что универсальность образования, к которой страна пришла в советские годы, до сих пор помогает нам. «Такое образование, например, дает представление обо всей истории искусства: от пещеры Альтамира до 30-ых годов прошлого века. Это часто удивляет зарубежных коллег — именно объем специализированной информации, который есть у всех специалистов в сфере в искусства», — пояснила Зельфира Исмаиловна.

Но при всех достоинствах советские образовательные подходы имели один главный недостаток — они не были гибкими и имели жесткую структуру. Времена меняются и образовательные инструменты, по мнению экспертов, тоже должны меняться и подстраиваться под запросы общества, а также глобальные тренды.

«Например, по прогнозам, современная молодежь сможет дожить до ста лет, значит, работать и учиться они будут дольше. Возникает потребность в непрерывном образовании и смене профессии в течение жизни», — считает Сергей Филонович.

Диана Королева, руководитель Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, рассказала об исследовании, в котором оценили место международных трендов в российском контексте. «Половина тенденций связаны с нецифровым полем — это создание здоровой психологической обстановки дома и на учебе, отсутствие травли и буллинга, но эти тенденции в меньшей степени находят свое место в российской действительности. Но важно, что среди молодых людей есть четкое понимание роли и значения комфортного обучения», — поделилась Диана Олеговна.

Континенты разные — проблемы одинаковые

Школьные системы разных стран имеют свои особенности. Например, в США делается упор на обучение необходимым в реальной жизни навыкам, во многих странах Европы стараются уделять больше внимание детям, которые имеют сложности с освоением программы, а в Китае наоборот — педагоги фокусируются на «сильных» учениках. Также в этой стране, по словам Сергея Филоновича, популярна концепция «сверстник — сверстнику»: «Существуют такое понятие “проклятие знаний”. Когда человек давно работает, то он забывает трудности, с которыми сам сталкивался в начале пути. В Китае принято делать домашнее задание вместе в школе. Это эффективно. Более того — первая премия Минерва была вручена профессору из Гарварда за разработку модели peer instruction, так называемого обучения при помощи сверстников. Это можно ввести в практику российских школ — не надо провозглашать самостийность».

Джойс Мендес, основательница Латиноамериканской обсерватории геополитики энергетики (Парагвай), поддержала мнение Сергея Филоновича о важности совместного обучения внутри группы, и рассказала об интернациональной проблеме образования: «Когда я училась в университете в Бразилии — это были одни знания, но когда пришла на работу, то оказалось, — там нужны другие, я ничего не успевала».

В конечном счете — любая полученная квалификация и навыки подтверждаются не только и не столько дипломом, а выбором работодателя и местом на рынке труда. По прогнозу Натальи Пичугиной, директора по персоналу АО «Гринатом», ситуация с кадрами в 2023 году станет еще более сложной. «У компании есть запрос на людей, которые могут работать в сфере импортонезависимых решений, но пока с поиском таких специалистов есть сложности», — поделилась Наталья Юрьевна. По ее словам, первичная оплачиваемая стажировка длится три месяца — этого времени достаточно, чтобы начать свой путь в профессии. «75% тех ребят, что пришли на стажировку, остаются на контракт. Мы стараемся создать в коллективе здоровую атмосферу, существует горячая линия, на которой можно получить психологическую поддержку. Но мы понимаем, что не все люди пойдут с проблемами к работодателю, поэтому в ДМС сотрудников также входят услуги такого плана», — рассказала Наталья Юрьевна.

Искусство коммуникации в глобальном мире

Джошуа Габриэль Олувасейи, сторителлер и основатель организации LEARNBLUE (Нигерия), предложил университетам обратиться к приемам инфлюенсеров, чтобы адаптировать образовательные программы для современных поколений. «У меня светлые волосы, черная кожа и я часто зависаю в TikTok. Лучшие курсы, которые были в моем университете, так или иначе связаны с соцсетями и их активным использованием. В соцсетях есть спорный контент, но там есть и готовые инструкции. Что делают медийные личности для привлечения внимания? Как они удерживают аудиторию? Это нужно изучать и применять», — обосновал свою позицию Джошуа. В 2019 году Джошуа запустил в Твиттере вирусную кампанию #ForACleanerLagos, которая за несколько дней охватила более трех миллионов человек. В ходе кампании молодежь занималась очисткой заблокированных дренажных и водных каналов.

«Будущее за теми нациями, которые развивают креативность», — уверена Зельфира Трегулова. По словам Зельфиры Исмаиловны, весь «ковидный» 2020 год, когда выставки были закрыты, галерея искала новый язык взаимодействия с аудиторий: «Искусствоведы занудные, их тексты сложные, но мы ломаем это. Мы создали образовательные курсы и активно используем цифровые инструменты в своей работе. После всех локдаунов и новшеств мы заметили, что молодежь стала к нам приходить чаще. В целом текущий год галерея заканчивает, приближаясь к двум миллионам гостей».

Язык искусства — это универсальная форма коммуникации. Предметы «разговора» здесь могут быть разные, порой — очень сложные вещи. В беседе с нашим изданием Зельфира Исмаиловна рассказала о своем взгляде на взаимодействие искусства и науки: «Мы хорошо помним период начала “оттепели”, конец 50-ых годов, когда результаты исследований физиков, которые были связаны с процессом расщепления атомов, а также фотографии синхрофазотрона с буквальной точностью отражались в работах очень молодых художников, которые стали работать в формате абстракции. Это было очень тесное взаимодействие: художники перелагали новое видение мира, которое открылось в том числе с исследованиями А.Д. Сахарова».

Только образование и культура, по мнению Сергей Филоновича, помогают людям жить осмысленно. «Всегда существовала проблема взаимоотношений двух школ: гуманитарной и естественно-научной. Позже к ним еще присоединилась третья: бизнес-школа. «Чтобы лучше понимать друг друга, нельзя зацикливаться только на одном подходе, а другие не признавать», — считает Сергей Филонович.

Действительно, процессы, которые происходят сегодня в мире, зачастую носят мультикультурный характер, например, ученые работают на стыке разных дисциплин, а процессы конвергенции становятся все более очевидными в разных сферах. Поэтому самостоятельное ограничение мировоззрения набором шаблонов кажется практически преступной идеей, с которой трудно построить успешное будущее.

Автор:Indicator.Ru